Рост роли природного газа в мировом энергетическом балансе, смещение центра мировой газовой отрасли на восток и заинтересованность восточных стран в сотрудничестве с Россией обсудили участники пленарного заседания «Газовая отрасль России: приоритеты развития в новых условиях» в рамках XI Петербургского международного газового форума.
«Энергетический кризис на европейском рынке доказывает, что возобновляемая энергетика не может стать альтернативой нефти, газу и даже углю в сложный для экономики период. Сегодня Европа пересматривает отношение к зеленой повестке, премьер-министр Великобритании Лиз Трасс объявила о намерении отменить мораторий на добычу сланцевого газа, идет перезапуск закрытых угольных станций, растет спрос на дрова», — заявил Олег Аксютин, заместитель председателя правления ПАО «Газпром».
Спикер отметил, что благополучие Европы в минувшие десятилетия строилось на недорогом энергосырье из России, и сегодня Европа движется к глубокой рецессии. «Альтернативы поставкам российского газа для нее нет», — добавил Олег Аксютин, подчеркнув, что эту проблему мог бы решить «Северный поток — 2». Приоритетом для российской газовой отрасли он называет обеспечение энергетической безопасности России. Что касается экспортных поставок, то их основным направлением теперь является Восток. «Азиатский газовый рынок будет демонстрировать стабильный рост в долгосрочной перспективе», — считает эксперт.
Слова руководителя «Газпрома» подтвердили восточные партнеры. «Трансформация глобального газового рынка ускоряется. Схемы поставок энергоносителей изменились. В глобальной газовой торговле значительно возросла доля СПГ, в том числе существенно вырос спрос на импортный СПГ в Европе: с января по август текущего года он увеличился на 63% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года», — сказал Хуан Юнчжан, вице-президент Китайской национальной нефтегазовой корпорации, президент компании «Петрочайна».
Спикер подчеркнул, что в связи с высокими ценами на газ китайские трейдеры и импортеры СПГ ускоряют подписание долгосрочных контрактов. «КНР намерена содействовать установлению долгосрочных стабильных устойчивых отношений между странами-экспортерами и странами-импортерами, а также активно укреплять возможности по совместному реагированию на чрезвычайные ситуации на международном энергетическом рынке, чтобы обеспечить стабильность поставок ресурсов природного газа по конкурентоспособным ценам», — заключил Хуан Юнчжан.
Исламская Республика Иран также готова сыграть положительную и эффективную роль в использовании открывающихся возможностей для газовой промышленности России. Об этом говорил Мохсен Ходжастемехр, главный исполнительный директор Национальной иранской нефтяной компании. Спикеротметил, что Исламская Республика Иран и Россия являются двумя важными экспортерами газа, обладающими 27% мировых запасов, стратегическим расположением (близостью к существующим рынкам потребления и потенциальным рынкам будущего), а также мощностями по добыче, переработке и транспортировке газа. «Имея 22 газовых месторождения с суммарным объемом извлекаемых запасов около 34 трлн кубометров, Иран обладает вторыми по величине запасами газа в мире после Российской Федерации», — сказал он, подчеркнув, что отношения между Исламской Республикой Иран и Россией носят стратегически важный характер.