
Санкции западных стран должны были остановить разработку арктических недр отечественными компаниями. Вместо этого российский бизнес встал на путь консолидации и локализации. Об этом говорили участники Стратегической сессии по вопросам освоения континентального шельфа РФ «Обеспечение технологической независимости при проведении работ по обустройству морских нефтегазовых месторождений», прошедшей в рамках деловой программы ПМГФ-2025.
В истории современной России сложилась ситуация, когда работы по добыче на арктическом шельфе нельзя было представить без участия зарубежных компаний и наблюдалась сильная зависимость от импорта критически важного оборудования, технологий и программных продуктов. Однако введение санкций подхлестнуло отрасль к бурному развитию. Как показало время, Россия способна успешно реализовывать крупные инфраструктурные проекты без оглядки на западных партнеров.
Как заметил модератор мероприятия, генеральный директор АНО «Арктические инициативы» Рустам Романенков, за минувшие годы все компании накопили огромный опыт, который необходимо повторять и использовать. «Когда-то мы были конкурентами и не особо говорили о своих технологиях. Сейчас отрасль находится в других условиях, и мы должны делиться этим опытом», – считает эксперт.
Этот призыв оказался весьма актуальным. Директор по совместным проектам АО «Газпром шельфпроект» Сергей Чигай сообщил, что буквально на днях в России создана ассоциация «Шельф». В эту общественную организацию вошли самые разные предприятия, ее главной целью является объединение усилий для технического прорыва.
С необходимостью сотрудничества и обмена опытом согласились все присутствующие топ-менеджеры структур газового гиганта, которые в ходе мероприятия делились своими достижениями и сложностями в преодолении санкционных ограничений.
Генеральный директор ООО «Газпром нефть шельф» Игорь Рустамов, рассказывая о развитии платформы «Приразломная» (работает на шельфе Печорского моря), уточнил, что компания одной из первых попала под экономические санкции Запада. «Это непростая работа, и в первую очередь важны поиск партнеров, закупка оборудования и изготовление аналогов», – отметил Игорь Рустамов.
Начальник департамента перспективных проектов и долгосрочного развития минерально-сырьевой базы ООО «Сахалинская Энергия» Андрей Демидов отметил: «Если мы раньше говорили о сохранении стабильной добычи, теперь мы смотрим вперед». К решению проблем компания подошла системно. «С самого начала мы составили перечень всего необходимого и начали работу по каждому направлению», – резюмировал он.
Заместитель директора по перспективному планированию компании «Газпром инвест шельф» Виталий Анкушев рассказал о технологическом развитии Южно-Киринского газоконденсатного месторождения, которое находится в Охотском море, на северо-восточном шельфе острова Сахалин. Его рецепт выживания в условиях санкций таков: при разработке шельфовых месторождений крайне важно правильно оценивать риски и качественно планировать всю техническую часть.
«Есть текущие задачи, а есть рассчитанные на перспективу, которые предстоит сделать в ближайшие несколько лет. Как показал текущий и прошлый строительный сезон, прогресс есть. Нельзя сказать, что все дается легко, однако проблемы решаем», – в свою очередь добавил начальник Департамента ПАО «Газпром» Андрей Чеканский.
Директор по перспективному развитию и управлению портфелем ООО «Газпром нефть шельф» Сергей Лихачев рассказал о накопленном потенциале при реализации перспективных проектов компании. О повышении эффективности освоения морских газоконденсатных месторождений через автоматизацию и процессное управление разработкой говорил начальник управления по разработке Лунского месторождения ООО «Сахалинская Энергия» Дмитрий Жуков. О том, как решают проблемы и осваивают новые компетенции на Дальнем Востоке, рассказывал заместитель начальника Управления ПАО «Газпром» Константин Савельев.
Тема импортозамещения стала одной из ключевых для отрасли. Например, по словам начальника Управления систем сбора газа ООО «Газпром 335» Алексея Выдры, уже идет процесс отбора площадок для запуска производства систем сбора газа. Это более двух десятков промышленных предприятий, которые готовы освоить выпуск сложного оборудования.
На базе ИТЦ АО «Газпром шельфпроект» создан своеобразный сервисный центр с множеством компетенций. По словам первого заместителя генерального директора – руководителя ИТЦ АО «Газпром шельфпроект» Дмитрия Лаврененка, как и многие другие, предприятие сталкивается с проблемами, но не считает их безвыходными.
Дмитрий Лаврененок также отметил, что одна из главных сложностей в отсутствии в России в нужном объеме арктического флота. Речь идет судах различного водоизмещения и специализации. Об этом говорил и Михаил Филинков, операционный руководитель проекта обустройства морской инфраструктуры Южно-Киринского месторождения АО «Газпром шельфпроект». Из его доклада следовало, что на данный момент одним из способов решения проблемы может быть привлечение офшорного строительного и вспомогательного флота для реализации проекта.
По мнению партнера Группы компаний «Б1» Василия Иллювиева, развивать на существующих верфях флот для освоения Арктики едва ли получится. По его словам, в стране нет ни одной верфи, обладающей всеми нужными компетенциями. Хуже того, все отечественные верфи загружены, а ждать, что придет инвестор и вложится в создание верфей, также не стоит. «Мировая практика показывает, что на уровне операционных доходов верфи могут показывать прибыль. Однако отработать инвестиционные вложения уже не получится», – сказал Василий Иллювиев.
Обсуждая импортозамещение, участники не обошли стороной и тему безопасности. Об этом говорили начальник Управления безопасности мореплавания АО «Газпром шельфпроект» Виталий Гуртовенко и заместитель руководителя ФГБУ «Морспаслужба» Александр Науменко. Коснулся темы экологии директор по развитию АО «Институт экологического проектирования и изысканий» Иван Королев.