Участники обсудили, как офицеры этики помогают увеличивать маржинальность бизнеса.
Тенденции комплаенса в компаниях газоперерабатывающей и нефтехимической отрасли и комплаенс как часть устойчивого развития — две темы, которые обсуждали представители газоперерабатывающего и нефтехимического бизнеса на панельной дискуссии «Мода или потребность? Тенденции развития комплаенса и этики в компаниях газоперерабатывающего и нефтехимического сектора» в рамках деловой программы ПМГФ-2021.
Комплаенс — соответствие деятельности организации внутренним документам, регламентам и процедурам, а также законодательным требованиям. Он обеспечивает внутренний контроль за соответствием деятельности компании законодательству, помогая избежать возможных потерь и рисков.
Главная тенденция развития комплаенса в крупных компаниях сегодня заключается в том, что руководители не только задумываются на эту тему, но и внедряют его в своих коллективах. Если раньше в комплаенсе были заинтересованы в основном компании фармацевтической и финансовой отраслей, то сегодня диапазон применения этого управленческого инструмента расширился: ужесточение регулирования со стороны государства ставит крупные предприятия и бизнес-структуры перед необходимостью непрерывного мониторинга рисков и соблюдения действующих законов.
Хорошо настроенный комплаенс, по словам Виктории Трушиной, начальника управления внутреннего аудита ГК АО «Зарубежнефть», добавляет +2% к EBITDA компании и +5% к маржинальности бизнеса, ведь он нацелен на соответствие компании целям устойчивого развития, минимизацию финансовых рисков, рисков мошенничества. В комплексе всё это работает на поддержание ее деловой репутации. При этом, если компания работает на международном рынке, важно учитывать особенности не только российского, но и зарубежного законодательства, местной специфики.
Холдинг «Сибур» внедряет комплаенс-систему уже около 8 лет, с 2013 года, когда вступили в силу поправки в закон 273-ФЗ «О противодействии коррупции», который в 2013 году был дополнен статьей 13.3 «Обязанность организаций принимать меры по предупреждению коррупции». Вероника Киселева, комплаенс-менеджер ООО «Сибур», директор Russian Business Ethics Network по направлению «Этика и комплаенс в газоперерабатывающем и нефтехимическом бизнесе», поделилась с присутствующими практикой внедрения комплаенса в корпоративную структуру.
Одна из основных проблем внедрения комплаенса, которую называли все присутствующие специалисты, — то, что специальность эта очень молодая, и специалистов с нужными компетенциями не хватает. «Мы своих специалистов выращиваем сами», — говорит Вероника Киселева. По ее словам, для этой работы нужны люди, хорошо знакомые с внутренней структурой и процессами, которые происходят в компании.
«Готовых специалистов нет. Нам приходится их обучать, и на первом этапе мы берем специалистов из юридических структур и отдела управления рисками», — констатировала, в свою очередь, Лаззат Нурмагамбетова, руководитель службы комплаенс АО «НК «КазМунайГаз».
Особенно дефицит специалистов по комплаенсу актуален для регионов, где люди в принципе только учатся отслеживать этические вопросы при ведении бизнеса. Вероника Киселева подчеркивает, что рынок ждет появления в следующем году стандартов комплаенс-менеджера: их уже разрабатывает Минтруд совместно с Национальной ассоциацией комплаенса. При этом уже сейчас таких людей называют офицерами этики, именно под их руководством в компаниях структурируется, формируется и развивается этичная система ведения бизнеса. Но для этого в комплаенс-системе должно быть заинтересовано руководство компании, поэтому лучше всего, как отметила Наталья Гордиенко, директор Deloitte Forensic, когда комплаенс-офицеры подчинены напрямую совету директоров компании.