Проекты по выработке и применению низкоуглеродного (или зеленого) водорода интересны и в России, и в мире. Но для того, чтобы они стали рентабельными, продукции нужны покупатели. С ними, констатируют эксперты, есть проблемы.
Топливо будущего обсудили на панельной дискуссии «Низкоуглеродный водород как вторичный энергоноситель. Перспективы применения в реальном секторе экономики». Обсуждение прошло на полях Петербургского международного газового форума. Организовали научно-прикладное обсуждение АО «Русатом Оверсиз», ООО «Газпром водород» и компания «ЭкспоФорум-Интернэшнл».
Перспективы зеленого водорода для энергообеспечения труднодоступных регионов и с точки зрения экспортного потенциала хорошо понимают на Сахалине и в Якутии. Заместитель Председателя Правительства Сахалинской области Вячеслав Аленьков сообщил, что использование низкоуглеродного водорода — это одно из важных энергетических направлений региона. «Тем более что мы реализуем Сахалинский климатический эксперимент. Мы единственный регион в стране, который тестирует подходы климатического регулирования, в том числе низкоуглеродные технологии», — комментирует он. По словам Вячеслава Аленькова, в регионе уже готовится к запуску ряд проектов водородной энергетики: водородный завод на 30 тыс. тонн в год, водородный поезд и полигон для научных разработок. Проекты регион реализует вместе с ОАО «РЖД», госкорпорацией «Росатом» и АО «Трансмашхолдинг».
«Сахалин — центр притяжения для тех, кто заинтересован в водородных проектах. Но без экспорта водорода этот кластер развиваться не будет, — констатирует Вячеслав Аленьков. — Производство низкоуглеродного водорода в основном должно ориентироваться на экспорт».
Надежное энергообеспечение без ущерба для экологии — такую цель видят в водородных проектах в арктических регионах. Об этом сообщил Первый вице-президент научно-экспертного совета Ассоциации «Национальная ассоциация СПГ», советник постоянного представительства Республики Саха (Якутия) при Президенте Российской Федерации Александр Климентьев. «Половина нашей территории — арктическая зона, поэтому мы заинтересованы в водородной промышленности в рамках национальной безопасности. Мы рассматриваем ту доступность ресурсов, которая есть в регионе. Здесь большие добычные возможности. Потенциал — 20 млрд м3 газа», — сказал он. Эксперт рассказал о проекте безуглеродной горной добычи «Кючусский кластер месторождений ТПИ» со строительством атомной станции малой мощности на месторождении Кючусс, который поспособствует сохранению климата в регионе.
О реальных перспективах зеленого энергоносителя говорил вице-президент АО «РАОС» Антон Москвин. Он рассказал о водородной программе «Росатома», которая представляет собой научно-техническую и инвестиционную составляющую в области производства водорода. «Наш основной акцент сделан на производство низкоуглеродного водорода. На российской компонентной базе мы намерены обеспечить конкурентоспособность продукта. По характеристикам инфраструктура соответствует мировым решениям. На выходе получится коммерческий продукт, которому мы планируем найти применение», – сообщил Антон Москвин. По его оценкам, конкурентоспособность водорода в дальневосточном регионе России приближается к 100%.
Долю «водородного» скепсиса добавил заместитель начальника Департамента — начальник Управления ПАО «Газпром» Александр Ишков, который оценил существующие технологии производства водорода и резюмировал, что для получения энергии из водорода нужно потратить еще больше энергии. Это может сделать его дорогим, между тем потенциальных покупателей у зеленого энергоносителя пока немного. «Для нас главный критерий таков: проекты должны быть эффективны и не требовать государственных денег. Поэтому сначала нужно заключить контракт, потом получать инвестиции. Пока мы не видим долгосрочных экспортных потребителей водорода, но они могут появиться», — комментирует Александр Ишков.
Подтвердил проблемы со спросом на зеленый газ генеральный директор компании ООО «Газпром водород» Константин Романов. Его компания как раз специализируется на пилотных научных проектах в сфере водородной энергетики, однако, по его словам, рыночный запрос на энергоноситель оставляет желать лучшего. «Мы провели исследование, и потребителей действительно пока нет. Но их нужно найти, и мы открыты для сотрудничества», — подытожил спикер.