Отдельная часть выставки ХI Петербургского международного газового форума посвящена отечественным технологиям. Более двух десятков участников коллективной экспозиции продемонстрировали большой комплекс оборудования и инновационных разработок, используемых для добычи, транспортировки, распределения, подземного хранения и переработки газа. Сегодня, в условиях беспрецедентного санкционного давления, достижения в области технологий становятся особенно актуальными.
«До недавнего времени основными поставщиками газовых фильтров для российских автозаводов, выпускающих автомобильную технику с газовыми двигателями, были итальянские, американские и китайские компании», — рассказывает исполнительный директор АО «Завод фильтров «Седан» Кирилл Ряднинский. В последние месяцы из-за санкций эти поставки практически прекратились, но благодаря «Седану» отечественные грузовые и легковые автомобили, автобусы без необходимых комплектующих не остались.
Компания еще в 2017 году приступила к разработке фильтров и элементов низкого и высокого давления очистки природного газа и за несколько лет смогла создать аналоги продуктов признанных мировых лидеров. Завод фильтров «Седан» применяет технологию объемной фильтрации, которая обеспечивает более качественную очистку воздуха, топлива и масла, а также позволяет увеличивать интервалы между техосмотрами автомобиля. Используемые «Седаном» современные синтетические материалы обеспечивают российским фильтрам высокую прочность, повышенную стойкость к агрессивным средам и, как следствие, увеличенный срок эксплуатации. «При этом наши фильтры в среднем в 5 раз дешевле импортных аналогов», — подчеркивает Кирилл Ряднинский. Сегодня завод в Набережных Челнах выпускает 10 млн фильтров в год, а заказчиками предприятия являются ведущие производители моторов и автозаводы: Ярославский моторный завод, «КамАЗ», NEFAZ. «Спрос огромен, мы сотрудничаем как с производителями автотехники, так и с ее потребителями, например, с такими компаниями, как «Газпром» и Polymetall», — отмечает Кирилл Ряднинский.
Пензенское ООО «НПП «Промгазтехнологии» привезло в Санкт-Петербург уникальное даже по мировым меркам решение — малогабаритную компрессорную установку (МКУ) для заправки транспортных средств компримированным природным газом. «Это целиком и полностью наша собственная разработка, в мире нет аналогичных установок в таких массогабаритных размерах», — рассказывает исполнительный директор «Промгазтехнологий» Ильдар Ганиев.
По словам эксперта, одним из ключевых преимуществ установки является ее высокая экономическая эффективность. «Хотя наша разработка имеет производительность на 20% ниже, чем стандартные «большие» установки, зато она в 10 раз дешевле. Вместо одной «большой» можно поставить 20 наших «малых», и производительность автомобильной газовой заправки кратно вырастает», — объясняет Ильдар Ганиев. Массовое внедрение отечественной разработки, по мнению эксперта, будет способствовать развитию сети автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) в России. На данный момент МКУ производства НПП «Промгазтехнологии» уже используются дочерними предприятиями «Газпрома». Например, в Торбеевском ЛПУМГ — филиале ООО «Газпром трансгаз Нижний Новгород» — с ее помощью заправляют и служебный автотранспорт, и передвижные автогазозаправщики. «Наши установки уже эксплуатируются в Сургуте, Петропавловске-Камчатском. Интерес к продукту проявляют в Казахстане», — отметил Ильдар Ганиев.
Специалисты петербургской научно-производственной компании «Энергодвижение» придумали технологию, с помощью которой удалось почти в 8 раз увеличить ресурс используемого в газотурбинных двигателях турбогенератора. «Доработанный нами турбогенератор служит до 25 тыс. часов против изначальных 3 тыс. часов», — рассказал инженер-конструктор НПП «Энергодвижение» Дмитрий Борисенко. На ПМГФ-2022 компания представила уже собранную установку с обновленным двигателем.
Безредукторная высокооборотная электростанция с максимальной мощностью 1 МВт и частотой вращения 24 тыс. оборотов в минуту предназначена для питания судовых систем электродвижения, железнодорожного и автомобильного транспорта, наземных и морских стационарных и подвижных объектов. На данный момент «Энергодвижение» произвело два подобных агрегата, оба успешно прошли все необходимые испытания. «Компания готова к заключению договоров», — заявил Дмитрий Борисенко.
Производитель систем электропитания «Парус Электро» из Москвы представляет на Форуме сразу несколько новых продуктов и технологий. Во-первых, это линейка источников бесперебойного питания в контейнерном исполнении. Как рассказал ведущий менеджер «Парус Электро» Денис Зиновчук, компания работает совместно с проектным институтом ПАО «Газпром» и, исходя из их пожеланий, создала новый продукт. Контейнер служит своеобразной защитой для помещаемого внутрь источника бесперебойного питания и обеспечивает его надежное функционирование в самых сложных климатических условиях, пояснил специалист.
Еще одна новинка «Парус Электро» — линейка зарядных станций мощностью 7–350 кВт для легкового, общественного и корпоративного электротранспорта. «Они поддерживают все основные стандарты заряда автомобилей, имеют развитую систему защит для безопасной эксплуатации, могут интегрироваться в используемые системы управления и мониторинга, просты в установке», — перечисляет специалист компании. Но главное преимущество отечественной электрозаправочной станции — технология динамической балансировки, позволяющая оптимизировать выходную мощность при одновременной зарядке двух и более автомобилей, подчеркнул Денис Зиновчук.
Группа компаний «Рускомпозит» привезла на ПМГФ-2022 свое инновационное решение для нефтегазовой отрасли — мобильные дорожные покрытия «Мобистек». С их помощью можно быстро построить дорогу, смонтировать строительную площадку, что особенно актуально в регионах со сложными климатическими и геологическими условиями, отметила руководитель направления PR/GR ГК «Рускомпозит» Анастасия Смирнова.
Плиты «Мобистек» изготавливаются из полимерных композитных материалов и соединяются между собой специальными замками, скорость монтажа одной плиты — около 5 минут. Для того чтобы построить временную дорогу длиной 1 км и шириной 6 м, требуется 500 плит, весь объем работ выполняется за двое суток, подсчитали в компании. «Композиты сейчас в принципе не редкость, эти материалы становятся всё более популярными. Уникальность наших плит заключается в самом композитном материале: он имеет положительную плавучесть, такие плиты могут использоваться, например, на болотах», — рассказала Анастасия Смирнова.
Инновационное решение в сфере ветроэнергетики, проект W.E.T.E.R., представил на Форуме изобретатель из Новосибирска Денис Тяглин. Это ветроэнергетическое здание, способное обеспечивать электроэнергией до 200% от собственных потребностей. Сердце проекта — уникальная вертикальная турбина, концентрирующая поток ветра и способная вырабатывать электричество даже при слабых скоростях воздушных масс.
«Турбина такой конструкции начинает работать при скорости ветра от 4 м/с, тогда как стандартным установкам требуется более сильный ветер», — рассказал представитель ООО «Ветер» Александр Миллер. Перспективы использования новой технологии, по его словам, весьма обширны: W.E.T.E.R может обеспечивать электричеством жилые, офисные, коммерческие здания, а также производственные помещения. «В газовой отрасли мы видим применение подобной технологии для электроснабжения объектов в удаленных районах, что обеспечит заказчикам весомую экономию на прокладке инженерных коммуникаций», — сказал Александр Миллер.
Московское ООО «Тепловые моторы» разработало технологию реконденсации отпарного газа для железнодорожных вагонов, в которых перевозится сжиженный природный газ, — криогенных баков и цистерн. «Температура СПГ — минус 182°С. При хранении или перевозке потоки гораздо более теплого воздуха, соприкасаясь с емкостями со сжиженным газом, вызывают его испарение — так называемые отпарные газы. При этом стандартный криобак или цистерна обеспечивает хранение СПГ в течение 3–5 суток, после чего из-за большого внутреннего давления происходит подрыв предохранительного клапана, и порция газа выбрасывается в окружающую среду», — рассказал представитель «Тепловых моторов» Александр Сайченко. При перевозке СПГ, например, это может привести к возникновению опасной ситуации на транспорте.
Тепловые моторы» придумали, как решить эту проблему. Компания представила на ПМГФ-2022 инновационную разработку — реконденсатор отпарного газа на базе криогенной установки также собственного производства. Реконденсатор обеспечивает сжижение отпарного газа, что обеспечивает увеличение срока бездренажного хранения СПГ с 5 дней до года.
Новгородская аккумуляторная компания «НовАК» — одно из немногих российских предприятий, освоивших технологию производства промышленных стационарных и тяговых аккумуляторов и аккумуляторных батарей. Предприятие — давний поставщик ПАО «Газпром». Например, газоперекачивающие агрегаты газопровода «Сила Сибири» укомплектованы батареями, сделанными в Великом Новгороде. «НовАК» — это производство полного цикла, от свинца до готового изделия. Уровень локализации составляет 88–98% в зависимости от вида продукции», — подчеркнул представитель компании Рашид Такташев.
В Санкт-Петербурге компания представила новинку — герметизированные аккумуляторы, предназначенные для использования в составе источников бесперебойного питания для протяженных линий связи, а также для офисного и бытового применения. Особенность новых новгородских аккумуляторов — в технологии, минимизирующей выделение газов в окружающее пространство.
Российские компании, собравшиеся в 2022 году на Петербургском международном газовом форуме, ведут активные разработки новых технологий для газовой отрасли. Ведь технологическая независимость в сегодняшних реалиях — это не просто красивый лозунг, а жизненная необходимость, и добиться решения этой задачи необходимо как можно быстрее.