На круглом столе «Российско-латиноамериканский газовый диалог: точки взаимного интереса в углублении и расширении сотрудничества» представители органов власти, бизнеса и заинтересованных организаций двух континентов обсуждали возможности партнерства.
В первую очередь в ходе круглого стола было подписано соглашение о сотрудничестве между Центром поддержки экспорта, помогающим бизнесу выходить на экспортные рынки, и Деловым центром «Россия — Латинская Америка».
«Россия является нашим стратегическим партнером, РФ — очень важный для нас регион», — сказал Хоглис Мартинес, генеральный директор PDVSA Rusia.
Действительно, у России очень высокий уровень связей со странами Латинской Америки и Карибского бассейна (ЛАКБ), а по объему торговли советская планка нами была преодолена в 2004 году. «Но даже по самым оптимистичным показателям товарооборот между нами и латиноамериканскими странами не превышает $20 млрд в год. А у Индии — около $70 млрд, у Китая — $500 млрд, у США — $880 млрд. При этом доля США падает и будет падать, а доля Китая — расти. То есть мы при всех замечательных показателях не достигаем показателей конкурентов», — отмечает Виктор Хейфец, главный редактор журнала «Латинская Америка», профессор РАН.
По его словам, конкурент России в Латинской Америке не США, а КНР. Виктор Хейфец объяснил, что китайские партнеры действуют правильно: «Они выигрывают тендер, и, помимо того, что готовы предоставить товар, китайский банк еще и кредит предлагает. А мы предлагаем покупать нашу технологию, потому что она замечательная, и неважно, что стоит она в 4 раза дороже. Меж тем китайцы действуют абсолютно правильно — в интересах собственной экономики».
Позитивный тренд в товарообороте Санкт-Петербурга и стран Латинской Америки и Карибского бассейна отметил начальник Управления международного сотрудничества Комитета по внешним связям Санкт-Петербурга Аверьянов Алексей: товарооборот Северной столицы со странами ЛАКБ за первое полугодие 2023 года увеличился более чем на 50% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
«Наш бизнес пытается переориентироваться, найти новых поставщиков и активно осваивает Латинскую Америку. У нас есть проекты в области фармы, энергетики, но нужно говорить о средних компаниях, которым сложнее выходить на внешние рынки», — добавляет Екатерина Лебедева, вице-президент Санкт-Петербургской торгово-промышленной палаты.
Ситуация усугубляется дальностью расстояния между Россией и странами ЛАКБ. Впрочем, Виктор Хейфец не согласен с этим. «Мы любим говорить о «сложной дистанции», которая отделяет нас от Латинской Америки. Да, расстояние действительно большое. А что, у китайцев оно меньше? Можно же общаться не только через Атлантику, которая для нас закрыта и будет закрыта еще как минимум лет двадцать. Но есть Тихий океан, который мы не используем, потому что для этого нужно развивать Дальний Восток. А латиноамериканская сторона сама бы нам логистику обеспечила, потому что ей надо развивать свое тихоокеанское побережье», — говорит он.
Виктор Хейфец считает, что российско-латиноамериканские бизнес-отношения выручит не множество маленьких проектов, а глобальный подход. Такой подход демонстрирует КНР, когда на форум со странами ЛАКБ приезжает 5 тыс. латиноамериканских бизнесменов изо всех сфер, включая частный бизнес, государственный и даже малый, потому что они прекрасно понимают, что работать придется всем вместе. «У латиноамериканцев есть интерес, но они должны понимать, что мы придем не на год или два, а на долгий период», — заключает эксперт.