В последний день VII Петербургского международного газового форума участники вспомнили историю освоения континентального и арктического шельфа России, а также обсудили проблемы и перспективы их развития. Организаторами мероприятия выступили «ЭкспоФорум-Интернэшнл», Международный Шуховский фонд при участии Национальной палаты инженеров.
По мнению экспертов, на суше довольно большой потенциал ресурсов, в связи с чем не надо рваться за добычей на арктический шельф, а следует заниматься его разведкой, чтобы не допустить такой аварии, как в Мексиканском заливе. К сожалению, сегодня ни один арктический шельфовый проект при нынешних ценах на нефть и газ не рентабелен.
«Борьба за глобальные рынки никогда не прекращалась, – отметил Игорь Викторович Мещерин, президент Международного Шуховского фонда. – СССР занимал почти 30% мирового рынка производства промышленной продукции, в то время как Россия – 1%».
Игорь Викторович призывает бороться со Статьей 1259 ГК РФ, которая говорит о том, что авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования, геологическую информацию о недрах. Более того, в законодательстве РФ отсутствуют определения «инженер», «инженерная деятельность», «технологическое проектирование», «градообразующие факторы». Права инженера не определены, а обязанности толкуются произвольно любым чиновником.
На семинаре была рассмотрена зависимость уровня рисков от уровня проработанности проектной документации. Эксперты выделили факторы риска проекта с заводом сжиженного природного газа:
- значительные объемы капитальных вложений, привлечение зарубежным инвесторов;
- суровые климатические условия;
- неразвитая инфраструктура районов строительства;
- применение дорогостоящих технологических решений;
- отсутствие опыта и реализации подобных проектов в России;
- несовершенство законодательной базы;
- высокая конкуренция.
Рамис Марданович Тагиев, вице-президент Национальной палаты инженеров, проанализировал факторы, приводящие к чрезвычайным происшествиям на морских объектах нефти и газа. Спикер выделил несколько причин возникновения аварийных ситуаций: человеческий фактор, недостаточная обученность персонала платформы, отсутствие должной практики судоводителя аварийно-спасательных работ подходу швартовки в погодных условиях, неприспособленность спасательных средств к эвакуации людей.
Франческо Каваллини, менеджер по коммерции и закупкам Sonsub, подразделение проектирования и строительства Saipem, поделился новыми технологиями, которые компания планирует привнести на российский рынок. Saipem Offshore E&C Division – один из крупных подрядчиков, занимающийся шельфовыми услугами. Sonsub – это часть технологического подразделения, которая занимается инженерными решениями, подводными техническими услугами и фабриками. «При работе на шельфе или на глубине в ваших интересах обеспечивать 100% безопасность. Соответственно, не всегда логично отправлять туда ныряльщиков, лучше использовать автономные необитаемые подводные аппараты. При прокладке глубоководных и мелководных трубопроводов разумнее всего работать с использованием технологии прокладывания траншеи для защиты от возможных рисков, связанных со льдом, рыболовными сетями или якорями. Наши баржи работают по уникальной запатентованной системе», – рассказал Франческо Каваллини. Данная технология состоит из трех этапов: рытье траншей, укладка труб и закрытие их породой. Таким способом уже были проложены сотни километров трубопровода в Каспийском море.