Ориентация на экспорт
25 апреля в рамках РМЭФ Российский экспортный центр (РЭЦ) провел подробный консультативный семинар по вопросам поддержки российского бизнеса на зарубежных рынках. Эксперты представили комплексные решения и осветили способы получения государственной помощи компаниям-экспортерам.
Модератор сессии Толыпин Павел Евгеньевич, представитель РЭЦ по продвижению на зарубежных рынках, рассказал о событийной активности экспортного центра: «Сейчас у нас более 150 событий в различных странах. Мы возмещаем затраты на участие в конгрессно-выставочной деятельности до 80%. Приятно видеть на этом форуме серьезный экспортный потенциал, который необходимо реализовывать».
Директор Санкт-Петербургского филиала РЭЦ Юрий Валентинович Докукин перечислил основные возможности для игроков российского рынка для выхода на глобальный маркетплейс: маркетинговые инструменты, услуги по взаимодействию с органами власти, страхование экспортных кредитов и инвестиций, финансовая поддержка государства: «В 2016 году на заседании совета по стратегическому развитию основной угрозой было названо отсутствие российских игроков в лидерах несырьевого экспорта в количестве компаний на международном поле. Российский экспортный центр призван помогать создавать условия, чтобы предприятиям было удобно заниматься экспортом».
В портфеле РЭЦ находится более 100 услуг. Сейчас на сайте РЭЦ www.exportcenter.ru размещены уникальные продукты. Один из них – это навигатор по барьерным требованиям рынка, представляет собой базу знаний по всем барьерам для экспортеров. По коду товара можно узнать список того, что необходимо учитывать при экспорте в конкретную страну. Сервис в том числе представляет собой руководство по вопросам сертификации.
Представитель РЭЦ подробно описал деятельность по помощи при продвижении на внешние рынки: «Мы помогаем с поиском партнеров, в зависимости от готовности компаний, начинающих экспортный проект. Мы готовим перечень контактов для холодных звонков после того, как нам предоставляют портрет потенциального покупателя, здесь мы говорим о дистрибьюторах».
Эксперты обратили внимания гостей семинара на субсидирование сертификации товаров, НИОКР и патентования, в этом случае возмещение расходов может доходить до 100 % в соответствии с постановлением Правительства РФ № 1269 от 15.12.2016. Российский Экспортный центр также обеспечивает помощь в составлении оптимальных логистических маршрутов, оказывает содействие в получении субсидирования транспортных расходов до 80% стоимости затрат.
В финансовые инструменты поддержки экспорта заложены возможности получения средств на исполнение обязательств перед контрагентами, закрытие кассового разрыва, финансирование кредитов иностранных покупателей, предоставление гарантий на возврат аванса. Центральным агентом поддержки здесь является РОСЭКСИМБАНК, входящий в структуру государственной системы развития экспорта.
Владимир Сергеевич Белоусов, отраслевой директор РЭЦ по машиностроению и энергетике, выразил надежду на конструктивный диалог и обратную связь от участников РМЭФ: «Замечательно будет, если результатом этой сессии станет экшн-карта, которая позволит нам улучшить существующие механизмы поддержки российского экспорта. Именно для этого мы здесь собрались».
Ольга Аршаковна Амирян, Директор центра по поддержке экспорта при Правительстве Санкт-Петербурга, рассказала о бесплатном консультировании по сертификации и таможенному регулированию для субъектов малого и среднего бизнеса: «Нам можно просто позвонить и записаться на личную консультацию экспертов». Отдельно Ольга выделила популярную услугу перевода на 17 языков, включая китайский: «Бесплатно любая компания может перевести через нас до 200 страниц текста в течении 5 дней. Для этого необходимо заполнить заявку в разделе Поддержка экспорта на сайте http://www.crpp.ru/». Директор центра по поддержке экспорта призвала участников заполнить анкету экспортера, чтобы получить доступ к системе информирования об образовательных мероприятиях, направленных на обучение экспортной деятельности компаний: «Можно получать дополнительные данные по тому, как вести внешнеэкономическую деятельность. Сейчас у нас в реестре больше 500 компаний, для которых мы регулярно проводим семинары международного формата».
Из зала было задано несколько вопросов, каким образом возможно получить закрытую информацию об объемах рынка конкретных стран. Помимо ознакомления со статистическими отчетами, Владимир Сергеевич Белоусов порекомендовал участвовать в совместных бизнес миссиях в выбранные страны, так как «…сегодня это является наиболее эффективным инструментом оценки рынка».
Эксперты также предложили начинающим экспортерам начинать с 1-2 рынков и поэтапно расширять зону экспорта, проводить дополнительные собственные маркетинговые исследования и активно пользоваться услугами РЭЦ для выхода на новые рынки.