В рамках форума на протяжении всей недели проходит одно из самых знаковых мероприятий – сессия «Роль кадровой политики компании в развитии нефтегазового комплекса России». Под её эгидой состоялась панельная дискуссия на тему «Аспекты взаимодействия предприятий реального сектора экономики с учреждениями высшего образования».
Для современного образования в целом и для представителей компаний данная тема остается актуальной. В ходе сессии прозвучали доклады темы которых затрагивают все первостепенные области взаимодействия учебных заведений и производственных предприятий нефтегазовой отрасли.
Модератор конференции, проректор СПБ ГЭУ по дополнительному образованию, Директор института дополнительного профессионального образования – «Высшая экономическая школа» СПБГЭУ, Клементовичус Яна Язеповна, заявила о желании обсудить не только взаимовыгодное сотрудничество, а также затронуть вопрос перспектив кадровой и социальной политики компаний в развитии нефтегазового российского комплекса.
Первым среди спикеров своим опытом поделился Нагуманов Марат Мирсатович, директор ООО НПФ «Паркер». Он выделил несколько основных положений при построении культуры производства в Российской компании. Эксперт рассказал о стремлении компании мыслить сообща и следовать нескольким основным правилам: это долгосрочное планирование, создание условий для качественной работы, развитие производственной культуры и обучения. Марат Мирсатович сделал акцент на несколько особенностей при построении системы работы в компании «Паркер» – это организация стационарного медицинского кабинета, научно-образовательное партнерство, стратегический диалог и социальная активность.
Апаев Евгений Викторович, начальник отдела обучения и повышения квалификации персонала департамента управления персоналом ПАО «Транснефть» также отметил значимость обучения рабочего персонала, взаимодействия с опорными вузами и учебными заведениями общего образования.
«Когда мы вовлекаем в процесс школы, то заочно подразумеваем их будущее направление, пытаясь научить их быть профессионалами. В целом, наша компания использует несколько уровней взаимодействия с образовательными организациями: корпоративная благотворительная программа развития школьного образования, поддержка и развитие среднего профессионального образования, программа развития материально-технической базы вузов, единые программы квалификации и переподготовки персонала».
Спикер рассказал, что ПАО «Транснефть» в рамках «школьной» программы провела ремонт в нескольких кабинетах, а именно физики и математики. Теперь обновленные помещения доступны для всех учащихся. К тому же, компания привлекает к сотрудничеству и профильных преподавателей.
«Программа приобретает еще большую значимость в соответствии с поручением президента Российской Федерации – это указ от 7 мая 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ, на период до 2024 года». Тем самым мы несколько раньше дали старт данной программе, чем безусловно гордимся. Будем двигаться дальше», –заявил докладчик.
Что касается высших учебных заведений, то в первую очередь ПАО «Транснефть» организует региональные подготовительные отделения совместно с вузами. Программы реализуются в 7 ведущих нефтегазовых вузах страны.
«Кроме того, студентам мы выплачиваем корпоративные именные стипендии. На данный момент их 115. А также осуществляем поддержку перспективных молодых преподавателей профильных вузов», – подчеркнул Евгений Апаев.
Директор «Газпром корпоративный институт» Печенкин Александр Евгеньевич рассказал о роли вузов-партнёров в реализации программ целевого обучения работников Группы Газпром, где развитие персонала регулируется в системе фирменного непрерывного профессионального образования сотрудников.
«Эта система выстроена в тесном взаимодействии со стратегическими развитиями компании, с политикой управления человеческими ресурсами в Газпроме и его дочерних организаций. Развитие системы регулируется на регулярной основе комплексной программы повышения эффективности управления ресурсами ПАО «Газпром» и включает в себя основные циклы развития обучения. Этот процесс охватывает все профильные департаменты, которые являются экспертами в различных областях».
Эксперт добавил, что компания всегда стремится взаимодействовать с вузами, которые имеют огромный научный и преподавательский потенциал, тем самым обогащая и организацию, и учебные заведения.
С докладом об основных вызовах современного нефтегазового образования выступил Калашников Павел Кириллович, начальник Управления стратегического развития РГУ нефти и газа (НИУ) имени Губкина. Он выделил первостепенные ограничения по взаимодействию вузов с компаниями ТЭК:
- Отсутствие промышленных полигонов для испытаний, исследований, внедрения инноваций;
- Информационная и технологическая открытость;
- Отсутствие структурированного запроса отрасли на фундаментальные и поисковые НИОКР;
- Взаимоисключающие требования к публикационной активности со стороны МОН и компаний ТЭК;
- Отсутствие мотивации в компании ТЭК по вовлечению своих сотрудников в учебных процесс вузов;
- Дискредитация нефтегазового образования за счет отсутствия централизованного органа управления компетенции в ТЭК;
- Несовершенство технологий качественной реализации дистанционного образования по инженерным дисциплинам.
В ходе сессий эксперты обсудили широкий круг вопросов: роль системной подготовки руководителей высшего звена, дополнительные ресурсы для реализации задачи по развитию нефтегазотрейдинга в компаниях, разработку имитационной модели трейдинга газовых продуктов и специфику взаимодействия производства и образования.
Конференция продолжится и в последующие дни форума.
- 3 октября пройдут панельные дискуссии «Уникальные кадровые и социальные проекты компаний отрасли» и «Кадровое обеспечение объектов нефтегазового комплекса на территориях Дальнего Востока и Байкальского региона».
- 4 октября состоится панельная дискуссия «Уникальные кадровые и социальные проекты компаний отрасли».