У российского рынка газомоторного топлива хорошие перспективы.
Развитие рынка газомоторного топлива в России обсудили участники пленарного заседания «Природный газ — моторное топливо для устойчивого развития регионов», прошедшего в рамках X Петербургского международного газового форума. Они отметили, что в перспективе до 2030 года данный вид топлива будет наиболее востребованным в сфере транспорта.
Как сказал председатель совета директоров ПАО «Газпром» Виктор Зубков, без газа у транспортной отрасли будущего «по сути нет». «Начиная с сегодняшнего года и вплоть до 2030 года лучшего топлива для транспорта, чем природный газ — метан и СПГ, просто не существует», — добавил он.
По его словам, высокий спрос на газомоторное топливо подтверждает развитие сети специализированных АЗС. Число таких заправок, которыми управляют структуры «Газпрома», за последние несколько лет выросло с 211 до 630 объектов. А объем потребления газомоторного топлива в стране увеличился с 380 млн м3 до 1,2 млрд м3 в год.
По оценке министра энергетики РФ Николая Шульгина, в денежном выражении объем рынка газомоторного топлива РФ составит в этом году 25 млрд рублей, это самый быстрорастущий топливный сегмент.
Вместе с тем Виктор Зубков раскритиковал существующее положение дел на рынке газомоторного топлива, в частности то, что в стране пока нет единого центра, который бы четко координировал реализацию программы по переводу транспортного сектора на газ. По его словам, за прошлый год «не было никаких телодвижений по этой части». Кроме того, пока еще в стране очень мало регионов, которые могут получить субсидии для перевода транспорта на газомоторное топливо.
Однако Николай Шульгин отметил, что федеральный центр готов развивать данное направление.
«Мы планируем переработать программу в формат федерального проекта и расширить число регионов, которые смогут участвовать в проекте по развитию сети метановых заправок (сейчас их 27). Сейчас прорабатываем вопрос, чтобы можно было перебрасывать средства из одного на другой регионы», — заверил он.
Николай Шульгин напомнил, что программа по субсидированию строительства метановых заправок реализуется с 2019 года. За 2019–2020 годы было субсидировано строительство 125 таких АЗС. Кроме того, с прошлого года запущена программа по поддержке перевода транспорта на газомоторное топливо, в итоге переоборудовано уже более 10 тыс. единиц транспорта.
В свою очередь, помощник президента РФ Игорь Левитин на заседании заявил о готовности федерального центра предоставлять новые участки для строительства метановых АЗС.
«Однако одних федеральных субсидий недостаточно для того, чтобы программа развивалась хорошими темпами. Важно, чтобы нас в этом направлении поддержали регионы», — заявил Николай Шульгин.
Эта работа уже активно ведется, например в Ленинградской области, напомнил министр. Так, в регионе сейчас действует семь метановых АЗС. В рамках заключенного в рамках Газового форума соглашения с «Газпромом» в Ленобласти планируется построить еще 23 новых АЗС. «При мы обязуемся предоставить инвесторам льготы по транспортному налогу в 50% и выделить 1 млрд рублей на софинансирование строительства АЗС. Мы также берем на себя обязательство стимулировать крупные компании переходить на газомоторное топливо», — сказал губернатор региона Александр Дрозденко.
В целом Министерство энергетики рассчитывает, что уже в этом году количество заправок на метане вырастет на 20% по сравнению с 2020 годом. «По нашим прогнозам, число таких АЗС по итогам этого года вырастет на 131 объект за счет субсидий. Еще 35 заправок откроется на коммерческой основе. По плану к концу текущего года у нас в стране должно работать около 730 метановых АЗС», — добавил он.
Что касается переоборудования автомобилей, то темпы остаются на уровне 2020 года, и в этом году будет просубсидировано переоборудование 10 тыс. единиц техники, добавил министр.
«При этом метановый топливный рынок очень конкурентный, потому что «Газпром» обеспечил доступ к нему всех частных инвесторов по регулируемой цене и единым правилам. И уже около 40% действующих в стране метановых АЗС принадлежат частным инвесторам, и с каждым годом эта доля увеличивается», — заключил Николай Шульгин.