Участники круглого стола «Водородная энергетика: технологические решения для справедливого энергоперехода», который состоялся 8 октября в рамках Петербургского международного газового форума – 2024, обсудили перспективы развития этой сферы в России и инструменты ее поддержки.
Председатель Комитета по водородной энергетике Делового центра СНГ, директор по работе с органами государственной власти ООО «Н2 Инвест» Юрий Волков назвал водород перспективным энергоносителем, позволяющим реализовать задачи по декарбонизации. «Для постсоветских стран и прежде всего России важно не только оставаться в русле глобальных тенденций, но и задавать тренды развития новой отрасли, чтобы иметь технологические преимущества, обеспечивающие конкурентоспособность экономики. Для этого надо развивать механизмы взаимодействия государства, науки и бизнеса, касающиеся энергетического перехода и развития новой энергетики», – подчеркнул он.
В процессе энергоперехода важно фокусироваться на инновационных технологиях, отметил генеральный директор ООО «Газпром водород» Константин Романов. Для этого компания инвестирует в большое количество научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), пояснил он. «К примеру, это технологии пиролиза метана, получения водорода из сероводорода. Все понимают, что у нас на некоторых месторождениях есть большое количество сероводорода, и это такой лимитирующий фактор, который нам не дает масштабировать добычу газа. И нужно что-то с этим сероводородом делать. Сейчас производится сера, но можно производить серу и водород, и за счет таких двух новых продуктов, может быть, получится найти какие-то дополнительные решения для продвижения водородной энергетики», – уточнил эксперт.
Еще одной точкой роста может стать природный водород, продолжил Константин Романов. «Это тема, которая вызывает наибольшие дискуссии, но сложно отрицать, что выходы водорода действительно есть. Понятно, что их сложно уловить, но мы работаем над тем, чтобы найти геологические структуры, где это можно сделать, и перейти в стадию добычи», – рассказал он. Важно, чтобы такая деятельность регулировалась государством. И первым шагом в этом направлении стало внесение природного водорода в Общероссийский классификатор полезных ископаемых, напомнил Константин Романов.
Заместитель директора департамента Министерства промышленности и торговли Российской Федерации Матвей Айрапетов отметил, что водородная энергетика является зарождающейся и очень перспективной отраслью. По его словам, для того чтобы понять, насколько промышленность может обеспечить энергетику необходимым оборудованием и технологиями, был сформирован атлас водородных проектов, который сейчас актуализируется. «В отличие от зарубежных игроков, мы не делаем жесткий упор исключительно на зеленый водород, потому что огромный потенциал имеют технологии CCUS (улавливание, использование и хранение углерода)», – заметил Матвей Айрапетов.
Проведенное в 2022 году исследование показало, что в России есть 118 организаций, профильных с компетенциями в сфере водородной энергетики, и 280 разработок разного статуса, начиная от лабораторных образцов и заканчивая конечным изделием. Для создания необходимого оборудования был составлен пул перспективных НИОКР и была предоставлена субсидия на научно-исследовательскую и конструкторскую часть, сообщил Матвей Айрапетов.
Помимо создания оборудования, особняком стоит вопрос его апробации, продолжил он. В связи с этим были придуманы водородные полигоны на Ямале и на Сахалине, что позволит комплексно тестировать разные виды оборудования, проверять их на соответствие стандартам безопасности, проводить последующую сертификацию, резюмировал Матвей Айрапетов.