С точки зрения экономики газомоторное топливо (ГМТ) так же эффективно, как бензин, будучи на 30–50% дешевле. Перспективы рынка ГМТ в России обсудили эксперты в рамках сессии «Газомоторное топливо — надежное решение в условиях новых социально-экономических и экологических вызовов».
Виталий Маркелов, заместитель председателя правления ПАО «Газпром», вспомнил времена, когда бензин стоил 8 копеек. «Потом стал стоить 20 — дорого! Никто тогда и не думал о ГМТ!», — отметил эксперт.
«Сегодня мы видим налаженную структуру: газозаправочная сеть «Газпрома» охватывает почти все регионы России, от Калининграда до Камчатки. 60% техники в «Газпроме» работает на ГМТ. Мы начали с себя! Ведь только так можно кого-то убедить», — говорит Виталий Маркелов.
Как отметил Денис Корниенко, и.о. генерального директора ООО «Газпром газомоторное топливо», необходимо лучше стимулировать потребителей. В качестве примера он привел Сахалин, предложивший водителям серьезную мотивацию: субсидируется каждый переоборудованный автомобиль.
На сегодняшний день, по данным Дениса Корниенко, российский автопарк на газомоторном топливе насчитывает около 250 тыс. автомобилей. «Парк техники прирастает на 30 тыс. единиц в год, и этого мало: задача, поставленная Минэнерго России, требует вдвое его увеличить к 2024 году, то есть еще на 250 тыс.», — рассказал эксперт.
Для этого нужно объяснять людям преимущества перехода на ГМТ. «ГМТ на 30–50% дешевле дизельного топлива или бензина. Перевод в Москве дизельных грузовых автомобилей на газ позволит снизить смертность на 620 человек, а общий экологический ущерб сократить на 61,1 млрд рублей», — приводит данные Ильдар Султангузин, профессор, д.т.н. Национального исследовательского университета «Московский энергетический институт».
Компания «Газпром газомоторное топливо» составила рейтинг 66 регионов, которые переходят на ГМТ. Санкт-Петербург занимает в нем третье место, деля его с Республикой Башкортостан. На втором месте — Ростовская область. А абсолютным лидером является Республика Татарстан, где реализуется государственная программа «Развитие рынка газомоторного топлива в Республике Татарстан на 2013–2023 годы».
«Сегодня у нас работает 37 газозаправочных станций, а к концу года их будет 44», — говорит Олег Коробченко, заместитель премьер-министра Республики Татарстан — министр промышленности и торговли Республики Татарстан. По словам министра, секрет успеха в том, чтобы сами руководители регионов были заинтересованы в развитии этого направления. «Наш президент, Рустам Нургалиевич Минниханов, живет этим. Он знает про каждый автомобиль, про каждую модель судна и еженедельно проводит совещания. Но, помимо этого, нужно убедить инвесторов, что регион готов им помогать и поддерживать. И когда они заходят, то, конечно, нужно всегда быть на их стороне!», — подчеркнул Олег Коробченко.
В 2019 году в России стартовал федеральный проект «Чистый воздух» — одно из направлений большого национального проекта «Экология». В рамках «Чистого воздуха» 12 крупнейших промышленных городов России к 2024 году должны снизить выбросы на 20%.
«С сентября следующего года территория проекта расширится еще на 29 городов», — рисует перспективы Константин Цыганов, первый заместитель министра природных ресурсов и экологии РФ. «А в перспективе у нас перевод на газ сельскохозяйственной техники, а также карьерной и строительной», — в завершение дискуссии отметил Виталий Маркелов.