
Газонефтехимическая отрасль – один из ключевых драйверов экономического роста и технологического прогресса России. Для укрепления позиций страны на мировом отраслевом рынке необходимы производство конкурентной продукции, развитие новых производств и увеличение переработки углеводородного сырья. Но как этого добиться? Этот вопрос обсудили участники панельной дискуссии «Развитие газонефтехимических производств – приоритет развития экономики России», прошедшей в рамках деловой программы ПМГФ-2025.
Развитие газонефтехимической отрасли приоритетно для национальной экономики, ведь именно она способствует созданию продукции с высокой добавленной стоимостью, а кроме того, формирует новые рабочие места, стимулирует смежные отрасли, увеличивает экспорт и активирует замещение импорта. Модератор дискуссии, заместитель генерального директора РЭА Минэнерго России Дмитрий Завалов предложил к обсуждению ключевые темы: внедрение инновационных технологий и повышение эффективности и экологической безопасности отрасли; влияние цифровизации и искусственного интеллекта на оптимизацию технологических схем переработки; необходимость применения современных государственных инициатив и мер поддержки.
Профессор, заведующий кафедрой газохимии РГУ нефти и газа (НИУ) им. Губкина Фирдавес Жагфаров одной из ключевых проблем отрасли считает отставание российской переработки газонефтехимии от общемировых объемов. «Переработка есть, но, чтобы реализовывать крупные стратегические проекты, нам не хватает мощностей малотоннажных установок, причем не хватает для производства продуктов с добавленной стоимостью». А ведь именно в добавленной стоимости залог успеха отрасли. Например, при переработке этана стоимость выходящей продукции почти в 4 раза выше, чем затраты на сырье (для сравнения: в традиционной нефтепереработке эта цифра обычно не превышает 15-20%).
Необходимо использовать этот ресурс, разрабатывать новые технологии, активнее внедрять импортозамещение. «Сложное время сейчас для предприятий, не всегда хватает денег. Компании стараются заменять устаревшие установки, но модернизировать производство сложнее и дороже, чем строить с нуля, – поделился с участниками панельной дискуссии Фирдавес Жагфаров. – Острая проблема – нехватка кадров. Даже на строящихся гигантах – в Усть-Луге (комплекс по переработке СПГ), на Амурском ГПЗ (одно из крупнейших предприятий в мире по переработке природного газа) – много вакансий. Причем не синих воротничков не хватает, но и ИТР, в частности технологов».
Министр промышленности и геологии Республики Саха (Якутия) Максим Терещенко рассказал участникам дискуссии о потенциале Якутии для развития нефтегазоперерабатывающих производств. В Республике налажено производство сжиженных углеводородов, выполняются нормы объемов по СПГ. На недавно завершившемся Восточном экономическом форуме было заключено соглашение о запуске Алданского промышленного кластера. Возможности нового проекта впечатляют: объем инвестиций в экономику Дальнего Востока составит 535 млрд рублей, будет создано 16,7 тыс. новых рабочих мест.
Максим Терещенко говорил и о логистических возможностях региона: «Пограничный переход между нашей страной и Китаем создает уникальные возможности: мы можем сэкономить путь в 2 тыс. км на доставке нашей продукции потребителям Китая. Это хороший пример того, как логистика через Якутию сокращает историю разворота с Запада на Восток». И еще одним достижением не мог не поделиться спикер: по случаю 120-летнего юбилея Минпромторга в Якутии с 2025 года принято решение официально включить олимпиады по промышленности и геологии в ежегодный учебный график. «Победители будут получать дополнительные баллы, и, стимулируя абитуриентов, кластер сможет эффективно решать кадровый вопрос», — подытожил Максим Терещенко.
Начальник инженерно-технического центра ООО «Газпром переработка» Андрей Васильев выступил с докладом о перспективах получения диметилдисульфида (ДМДС) на объектах предприятия. Это ценный продукт, используемый в разных отраслях, от нефтехимии до сельского хозяйства, но, в отличие от этанола или аммиака, не столь широко известный. «Иногда надо просто покопаться в закромах, и бриллиант находится там, где его совсем не ждали», – так эксперт обозначил возможности диметилдисульфида. Соединение, которое ранее было побочным продуктом производства и отправлялось в отходы, теперь реализуется как товарный продукт: используется в пищевой промышленности как ароматизирующая добавка, в химической – как промежуточный продукт при производстве инсектицидов; в нефтехимических процессах – как модификатор катализаторов различных процессов и одорант природного газа.
Поскольку ДМДС раньше был отходом, никто и никогда не считал его объемы. Теперь компания провела эксперимент и опытным путем выяснила, что только в Оренбурге можно производить 4,5 тыс. тонн этого продукта.
Для совместного решения стоящих перед отраслью вызовов и задач в 2020 году в России была создана площадка – Институт нефтегазовых технологических инициатив (ИНТИ). С тех пор разработано более 370 отраслевых стандартов, в том числе более 70 стандартов признается за рубежом. ИНТИ стал площадкой для профессионального диалога и обмена экспертизой, и это помогает снизить технологическую зависимость нефтегазовой отрасли. Доктор экономических наук, директор по работе с ключевыми партнерами АНО «Институт нефтегазовых технологических инициатив» Алексей Фадеев подчеркнул: «Производители теперь сами могут принимать участие в создании стандартов, и это беспрецедентный шаг, который поспособствует развитию всей отрасли».