Энергопереход — это путь не для всех.
Международная конференция «Вклад нефтегазовой отрасли в достижение целей устойчивого развития» состоялась во второй день X Петербургского международного газового форума.
Тон всей дискуссии задавал приближающийся Всемирный климатический форум, который пройдет в Глазго в конце октября 2021 года. На нем будут обсуждать экологические проблемы Земли, и, естественно, на ПМГФ в основном говорили об энергетическом переходе, на пороге которого стоит отрасль.
Как заявил президент Мирового нефтяного совета Тор Фьйеран, изменение климата сейчас воспринимается как основная угроза человечеству. «Мы уже сделали очень много, но нам рано останавливаться. Нам еще очень много нужно работать, чтобы уменьшить углеродный след», — сказал господин Фьейран.
Исполнительный президент и член правления ENGINE Дидье Ольо напомнил, что к 2050 году Европу ждет полная декарбонизация. Страны Старого света планируют перейти на альтернативные источники энергии, например водород, который можно добыть практически во всех странах Евросоюза. «Мы переживаем глобальную трансформацию и реально живем в эпоху энергетического перехода. Это революция в самые сжатые сроки, и такого человечество никогда ранее не видело. Но если мы этого не сделаем, то мы можем столкнуться с большими проблемами», — отметил Дидье Ольо. При этом, по его словам, роль газа в энергетике в ближайшие годы будет очень большой.
С ним согласился и вице-президент Shell Ласло Варро, заявивший, что энергопереход и природный газ тесно связаны. «Возьмем пример Бразилии, где вкладываются большие деньги в энергию приливов. Но если вам нужно больше топлива, то нельзя закупить дополнительные приливы, а газ, чтобы пополнить нехватку энергии, закупить можно. То же самое касается и Германии, например в отношении солнечных электростанций», — отметил господин Варро.
Некоторые сомнения в успехе революционного энергоперехода высказал начальник департамента стратегии и инноваций ПАО «Газпром нефть» Сергей Вакуленко, предположивший, что энергопереход будет не такой быстрый, как все надеются. «У ведущих аналитических агентств, например McKinsey, есть сценарий, что мир не сможет договориться и пойдет по дальнейшему пути как ни в чем ни бывало или в чуть поправленном виде. Это позитивный сценарий. Энергопереход, полная декарбонизация к 2050 году — это нормативный сценарий», — рассказал Сергей Вакуленко.
При этом специалист совсем не рад тому, что мир сейчас ничего не делает для уменьшения выброса парниковых газов и сохранения климата, «ведь потом нужно будет потратить гораздо больше». Он добавил, что и «Газпром» много делает для снижения вредных выбросов, планируя снизить углеродный след от своей деятельности на 30% к 2030 году от уровня 2019 года.
О других проблемах эпохи энергетического перехода рассказала первый вице-президент Газпромбанка Наталья Третьяк. «Мы видим, что уже очень многие банки и крупные инвесторы пошли по радикальному пути — отказу от финансирования некоторых отраслей, например угольной промышленности. Есть риски, что некоторые отрасли могут вообще прекратить свое существование. Но мы считаем, что отказ финансирования отраслей, имеющих углеродный след, неэффективен. Если мы откажемся от поддержки какой-либо компании, то могут пострадать не только работники этой компании, но и жители целых регионов», — сказала она.
Ее мнение активно поддержал Сергей Вакуленко, отметивший, что для многих стран газ является той самой альтернативной чистой энергией. «Он менее коптящий, чем уголь или навоз, простите. И даже в отчетах аналитических агентств говорится, что, несмотря на энергопереход, спрос на нефть и газ будет всё равно значительный, а потому, на мой взгляд, отговаривать инвесторов от вложений в нефть и газ — сумасшествие» — добавил Сергей Вакуленко.
Не забыли на Форуме и о будущем, посвятив последнюю часть дискуссии следующим поколениям. Так, представители «Лукойла» рассказали о том, что вкладывают много сил в обучение специалистов для компании и даже построили собственный учебный центр в городе Когалыме. Директор по работе с ПАО «Газпром» компании Schlumberger Артур Гатауллин и его коллега из корпоративного университета «Газпром нефти» Илья Дементьев рассказали, что сейчас самые передовые технологии находятся именно в нефтегазовой отрасли. «У нас десятый в мире суперкомпьютер, по оценке Google. Машинное обучение, облачные технологии, искусственный интеллект — всё это давно в нефти и газе», — сообщил Артур Гатауллин. С ним согласился Илья Дементьев, заявивший, что именно «Газпром» является крупнейшим рекрутером в стране специалистов из IT и смежных отраслей. «Выпускники, мечтающие работать c самыми современными технологиями, просто не знают, что хотят работать в «Газпроме», — подвел он итог.