Инфраструктура, законы и финансирование — так в трех словах можно описать потребности газомоторной отрасли, представители которой собрались на панельной дискуссии «Газ и транспорт» в заключительный день IX Петербургского международного газового форума.
Елена Скорына, заместитель генерального директора по развитию ООО «Газпромнефть Марин Бункер», рассказала участникам дискуссии о переводе судоходного транспорта на сжиженный природный газ (СПГ) — пока единственный доступный вариант альтернативного экологичного топлива. По ее словам, у крупных перевозчиков сейчас происходит обновление флота, эта тенденция позволит СПГ органично встроиться в отрасль, ведь 65% бюджета судовладельцев — это траты на бункер, и они ищут пути сокращения этой статьи расходов.
Спикер также обратилась к мировому опыту переоснащения флота, приведя пример Южной Кореи, которая готовится к переводу на СПГ 140 судов. Она отметила, что «Газпром» тоже не сидит сложа руки: на данный момент лизинговая компания создает по их заказу пункт-бункеровщик на Балтике, кроме того, она подписала соглашения о взаимодействии с крупными судовладельцами, которые будут заправляться в этом пункте.
Параллельно с этим компания занимается разработкой нормативной базы, чтобы добиться господдержки внедрения газового топлива.
Дмитрий Русанов, руководитель дивизиона управления и развития флота перевозок сжиженного газа ПАО «Совкомфлот», продолжил тему перевода судов на СПГ, отметив, что в Балтийском и Белом морях уже запрещено использовать высокосернистый мазут, поэтому рано или поздно всем судовладельцам придется задуматься о переводе флота на газ. На данный момент за один рейс Приморск — Роттердам — Приморск на традиционном топливе выбрасывается в атмосферу 350 т СО2.
«Совкомфлот» с 2015 года сотрудничает с Shell. В прошлом году первый афрамакс компании, работающий на СПГ, провел бункеровку с бункеровщиком Shell и затем отправился в свой первый коммерческий рейс. Кроме того, в октябре 2018 года был проведен первый рейс с проводкой в арктических водах. «Безусловно, такое оснащение сильно удорожает суда. Весь набор такого оборудования составляет около 20% стоимости судна», — констатировал Дмитрий Русанов.
Александр Шалатонов, главный инженер – заместитель генерального директора ООО «Газпром газомоторное топливо», рассказал, что пилотные проекты по переходу на метан активно реализуются в Ростовской и Белгородской областях. С 2019 по 2021 год в каждом из этих регионов количество специализированных автозаправок вырастет до 39. На текущий момент, по данным спикера, в России представлена широкая линейка транспорта, работающего на природном газе, куда входят 229 единиц. Среди них 127 моделей пассажирского транспорта, 36 — спецтехники, 19 — легкового коммерческого транспорта.
Подобные проекты будут реализованы в Санкт-Петербурге, Ленинградской и Калининградской областях, соответствующие соглашения были подписаны на форуме 3 октября. Всего компания подписала 812 соглашений о сотрудничестве с потребителями. Реализация «Газпромом» газа, используемого в качестве моторного топлива, прогнозируется на будущий год в объеме 1 млрд м3. Минэнерго рассчитывает, что объем потребления метана к 2024 году будет составлять более 3 млрд м3, число автозаправочных объектов превысит 1000, а количество транспорта на природном газе прирастет до 430 тыс. единиц. Причинами, сдерживающими повсеместное применение газового топлива, спикер назвал высокую стоимость оборудования для автозаправок и аренды земли под них, а также отсутствие государственных стимулирующих программ.
Рене Бауц, генеральный директор компании GazNat и председатель Глобального газового центра, поведал коллегам о суровой системе штрафов за выбросы СО2 в Швейцарии: если водитель превысит предельно допустимый показатель хотя бы на 5 г, его ожидает штраф в 1 тыс. швейцарских франков. Спикер напомнил, что в Евросоюзе разработана стратегия по снижению выбросов, согласно которой к 2021 году объем выбросов с одного транспортного средства сократится до 95 г, а к 2030 — до 60 г. По его словам, их компании удалось внедрить газовые двигатели в автопарке швейцарского филиала Coca-Cola и ряда других региональных компаний. На данный момент ведутся переговоры с компаниями Nestle и L’Oreal.
Алексей Федотов, директор по развитию бизнеса ООО «Яндекс.Такси», рассказал, что, по расчетам их компании, все автомобили таксопарка выделяют ежемесячно 640 т углекислого газа. У партнеров «Яндекс.Такси» в мае 2019 года 4300 автомобилей работали на метане, сейчас — уже 5845. Чтобы мотивировать водителей переходить на метановое топливо, в компании приводят им экономический довод: 35% расходов таксистов приходится на бензин, а метан позволит сократить эти затраты втрое.