На уличной экспозиции, организованной на территории КВЦ «Экспофорум» в рамках ПМГФ-2024, были представлены передвижные газозаправщики, экологичные «Москвичи», самосвалы и тягачи, использующие в качестве топлива природный газ.
Класс тяжелых коммерческих автомобилей представлен миасским ООО «АМТ N.V.» (бывшие «Ивеко-АМТ», «Ивеко-УралАЗ»). Это самосвал AMT N.V. 652900 для перевозки насыпных, навалочных грузов и скальных пород; седельный тягач с крано-манипуляторной установкой (КМУ) АМТ N.V. 632911 для грузоперевозок в прицепах и полуприцепах; бортовой автомобиль CNG с КМУ (крано-манипуляторной установкой). Транспорт оборудован под работу на сжатом газе и полностью адаптирован к эксплуатации в условиях российского климата.
Главный конструктор «AMT N.V.» Виталий Катаев отметил уникальные для такого рода техники характеристики: это двигатель мощностью 500 л.с. с крутящим моментом 2280 Hм и межзаправочным запасом хода в среднем от 300 от 500 км. «AMT N.V.» один из первых российских производителей, выпускающих самосвалы с такой кубатурой двигателя. Всего компания производит 500–600 автомобилей в год, при этом машин с повышенными характеристикам и на газовом ходу – лишь несколько десятков. «Мы сейчас отправляем на производство первую партию для ключевого корпоративного партнера, компании «СпецПрофАльянс». Пока это восемь машин, в ближайшее время поставим еще столько же. И надеемся расширить список поставок», — подытожил Виталий Катаев.
ООО «СпецПрофАльянс» и «АМТ N.V.» совместно осуществляют проектирование, доработку, опытно-промышленную эксплуатацию и реализацию техники с массой от 12 до 130 тонн. Выводя на рынок машины с двигателями на альтернативных видах экологически чистого и экономичного моторного топлива, обе партнерские компании вносят свой вклад не только в развитие автопрома, но и в сохранение окружающей среды.
Специалист группы компаний «Большегруз» (официального дилера грузовой техники Shacman) Антон Елкин считает, что заботиться о сохранении экологии проще всего в сфере коммерческих перевозок: «Давайте будет честными. Господдержка способствует развитию газификации транспорта. Автобусные парки имеют возможность (и зачастую просто обязаны) переводить парк на газ. Что же касается тягачей и самосвалов, то в грузоперевозках дизельные версии будут рулить еще долго. Одно дело приобрести автомобиль, другое – его обслуживать. Это совсем другие требования к безопасности газа, и не все компании готовы нести эту ответственность».
Газовое топливо дешевле дизельного в 2,5–3 раза, но и стоимость газового автомобиля выше почти на треть. На экспозиции Газового форума «Большегруз» представил тягач Shacman X6000 на метане и 20-кубовый самосвал на КПГ (компримированном газе). Если взять аналогичные дизельные модели, то они будут стоить дешевле примерно на 2,5 млн рублей. Экономия на топливе у газового тягача по сравнению с дизельным составляет около 800 тыс. рублей в год. Значит, нужно примерно 3 года, чтобы окупилась разница в цене, и только потом начинается выгода.
Но когда клиент слышит разницу в цене в 3 млн рублей, он начинает считать. «Крупной компании выгоднее содержать газовые машины, – подтверждает Антон Елкин. – Но мы рассуждаем как потребители, а собственники бизнеса смотрят на это иначе. Да, у нас в стране полно газа. Но стоит заехать тягачу на метане куда-то в глубинку – и попробуйте найти заправочную станцию. Плечо между такими заправками слишком велико. И если закончился газ, его не подвезешь в канистре. Разовьется инфраструктура – подтянется и спрос».
В категории легкового транспорта активно идет разработка битопливных автомобилей. АО «РариТЭК Холдинг» представило хорошо знакомый россиянам «Москвич» на газомоторном топливе (компания является официальным дистрибьютором этих гибридов). Бензиновый «Москвич» выпускается автозаводом, а «РариТЭК» доводит его до битопливного варианта. Запас хода гибрида составляет 1 тыс. км, из них 250 км – только на природном газе. В серийное производство «Москвич-3» запущен в октябре этого года, с ноября планируется запуск «Москвича-6». Автомобили проходят тестовую эксплуатацию в «Почте России», ДОСААФ, в других крупных корпоративных парках России. Затем планируется продажа уже массовому покупателю.
Станислав Чеченев, руководитель отдела по развитию дилерской сети «Москвич» АО «РариТЭК Холдинг» тоже уверен, что сдерживающий фактор в этой сфере – это отсутствие доступных газовых заправок в регионах. По его мнению, автомобильные газонаполнительные компрессорные станции (АГНКС) хорошо развиваются в Санкт-Петербурге, Татарстане, Башкирии и Ростовской области. За этими регионами будущее. «Чтобы обосновать экономическую привлекательность гибридов для таксопарков, мы провели расчеты, – сообщил Станислав Чеченев. – Для автомобиля, оборудованного под потребление метана, окупаемость разницы в цене (гибрид дороже примерно на 10%) составит около полугода. Через 6–7 месяцев разница нивелируется. Но где заправлять такие машины?».
На этот вопрос прозвучал ответ в виде представленных на экспозиции заправочных комплексов. Так, ООО «Газпром газомоторные системы» продемонстрировало Передвижной автомобильный газовый заправщик – 7000 как универсальное решение задач аварийной и автономной газификации с возможностью заправки автомобилей природным газом (КПГ). Объем перевозимого КПГ составляет 7 тыс. м3, а суммарная вместимость баллонов – 23,1 тыс. литров (110 баллонов). Начальник управления по реализации и развитию ООО «Газпром газомоторные системы» Тамерлан Алиев уверен, что «передвижной заправщик станет основой развития газозаправочной инфраструктуры страны. Он дополнит существующие сети АГНКС возможностью доставки газа удаленным потребителям».
На уличной экспозиции была представлена еще одна АГНКС и передвижная газовая компрессорная станция – обе от ООО «Краснодарский компрессорный завод», ведущего производителя компрессорного оборудования и техники на его основе.
Впечатлил посетителей выставки вагон-дом производства ООО «Завод паровых установок Юнистим», разработанный при участии специалистов ООО «Газпром трансгаз Уфа». Жилой комфортабельный фургон благодаря оборудованию, работающему на метане, обеспечен отоплением, светом; есть генератор и все бытовые приборы, кухня. Он может работать в двух режимах: обогрев метановыми конвекторами или внешним источником электроэнергии в стандартном исполнении. Запас КПГ позволяет поддерживать жизнедеятельность не менее 14 дней.
Сразу несколько предприятий при содействии ОАО «Газпром трансгаз Беларусь» представили свой потенциал на открытой площадке ПМГФ-2024. Среди них 90-тонный карьерный самосвал БелАЗ на СПГ с модулем разгрузки криогенных емкостей российского производства, 100-тонный мобильный кран «Галичанин» на шасси «Волат» Минского завода колесных тягачей и два совместных проекта компании «РариТЭК»: тракторы МТЗ «Беларус» на КПГ и первый в мире зерноуборочный комбайн «Полесье» на СПГ. Белорусскую экспозицию дополнили гибрид МАЗ Х (седельный тягач нового поколения), дальнемагистральный туристический автобус МАЗ, а также самый популярный в Беларуси легковой автомобиль компании «Белджи» с заводским газовым оборудованием.
«Наш ответ санкциям» в рамках импортозамещения повторило и нижневартовское ООО «Эпик 380», привезя на выставку установку подачи жидких добавок для гидроразрыва пласта (ГРП). Специалист по развитию бизнеса ООО «Эпик 380» Гаряй Суючбакиев не сомневается: в России возможно производить полноценные флоты для работ на ГРП: «Наша компания 7 лет занимается производством, но только теперь появилась возможность самим делать то, что раньше покупалось за рубежом. Мы уже продали 10 установок, а насосно-смесительных установок и насосов высокого давления – в десятки раз больше. Всё можем сами».