IT-разработкам в нефтегазовой отрасли требуется ускорение – Петербургский международный газовый форум | Экспофорум
 

IT-разработкам в нефтегазовой отрасли требуется ускорение

14 сентября 2022
IT-разработкам в нефтегазовой отрасли требуется ускорение

Переход на российское ПО сегодня становится необходимостью, однако разработчики говорят об отсутствии инвестиций, а потенциальные заказчики — об отсутствии профессиональных команд. В рамках сессии «Импортозамещение программного обеспечения для нефтегазовой отрасли эксперты обсудили пути решения этой проблемы.

В целом, согласно данным исследования PWC, а также SAP & Deloitte, представленным на сессии, средняя оценка Digital IQ (индекс готовности организации к успешной реализации задач цифровой трансформации) составляет для российского бизнеса 2,5 из 5 (в мире — 3,8). При этом она различна по отраслям: от 1,6 для машиностроения и до 3,4 для банков. ТЭК находится примерно посередине — на отметке 2,5.

Михаил Константинов, генеральный директор Электронной торговой площадки (ЭТП) Газпромбанка, обозначил противоречие. «С одной стороны, мы видим рост IT-заказав в нефтегазовой отрасли, с другой — нехватку локальных решений, предоставляемых ранее иностранными вендорами, которые сегодня ушли с рынка», — говорит он. Константин Логунов, начальник инженерно-технического отдела ООО «УЦ ГИС», также считает, что профессиональных разработчиков не хватает.

При этом разработчики убеждены, что крупные заказчики относятся к ним как к подстраховке: обращаются по необходимости, но ожидают, когда «всё вернется», и поэтому не торопятся расставаться с бюджетами.

«Заказчики в отношении IT привыкли, условно, ездить на роллс-ройсе и не хотят пересаживаться на что-то более простое, а наши разработчики всегда были задавлены западными вендорами, по объективным причинам не могли развиться и, соответственно, доработать свои продукты», — соглашается Андрей Скорочкин, руководитель «Рексофт Консалтинг» (ex-Accenture), подразделения группы «Рексофт».

Объединение крупных корпораций, являющихся заказчиками и бюджетодержателями, и небольших разрозненных компаний по разработке программных продуктов эксперты называют вызовом времени, поскольку, как отмечает Михаил Константинов, любую инфраструктуру можно отключить одной кнопкой, и вопрос лишь в том, когда именно это случится.

Одно из решений — создание индустриальных центров компетенции (ИЦК) по замещению критически важного ПО, но не все разработчики готовы к этому, так как каждый бережет свой продукт от конкурентов.

Возможно, стоит присмотреться к опыту соседей. Как рассказывает Егор Изергин, первый заместитель генерального директора — главный инженер РУП «Могилёвоблгаз» (Республика Беларусь), сегодня цифровизация в Беларуси на высоком уровне, но и у белорусских производителей в свое время возникли проблемы с интеграцией отечественных продуктов: «Мы, в частности, так же, как и вы, были зависимы от многих программно-измерительных комплексов, купленных не у дружественных государств».

В таких условиях, подчеркивает Егор Изергин, Республика Беларусь живет уже давно, с 2008–2009 годов. Именно тогда Министерство энергетики и белорусские газоснабжающие организации, которых в республике семь, занялись цифровизацией систем газоснабжения.

«Изначально эти семь разных юридических лиц шли каждое в свою сторону, нескоординированно», — вспоминает эксперт. Но в 2015 году было создано отдельное производственное управление «IT-газ», которое стало регулятором рынка. «Сегодня, если мы разрабатываем какой-то софт, то пишем его на все семь организаций, работая совместно с Министерством энергетики», —пояснил Егор Изергин.

Российским игрокам тоже, как считает Александр Фельдман, врио генерального директора АО «Цифровые закупочные сервисы», «надо выходить из своей песочницы и развиваться шире», поскольку, по прогнозным данным Tadviser, российский рынок будет показывать стабильный ежегодный рост около 18,7%. «Динамика роста в России выше, чем по миру», — подчеркивает Александр Фельдман. Новая реальность, считает он, ведет российский бизнес к трансформации. Сегодня на рынке ПО снижена конкуренция, рынок производителей/поставщиков товаров локализован, а клиентам необходим гарантированный товар вне зависимости от его стоимости.

«Критическим вопросом является время — есть ли оно, и как сделать перескок от разрозненности и низкого уровня зрелости к уровню высокому», — заключает Андрей Скорочкин, поясняя, что сейчас нужно не догонять игроков, ушедших вперед, а просто «срезать дворами», создавая что-то новое.

подписаться на новости форума