Устойчивое развитие — это не мода, а глобальная трансформация бизнеса.
Аббревиатура ESG означает environmental, social and corporate governance, то есть экологическое, социальное и корпоративное управление. Это три критерия, в соответствии с которыми инвесторами принимается решение о возможном сотрудничестве с компанией или отказе от него. ESG — это набор стандартов деятельности компании, которые социально сознательные инвесторы используют для проверки потенциальных инвестиций. Термин применим к компаниям, которые стремятся соответствовать ценностям нового поколения инвесторов.
«Устойчивое развитие — это не мода, а глобальная трансформация», — заявил сегодня в рамках практической сессии «Комплекс ESG-решений Газпромбанка» первый вице-президент банка Денис Шулаков. Следование ESG-принципам для компаний, в том числе и нефтегазовой сферы, — это окно возможностей в долгосрочной перспективе, а игнорирование повестки устойчивого развития может привести к значительным негативным последствиям, добавила первый вице-президент Газпромбанка Наталья Третьяк.
В частности, компании, не внедряющие ESG-повестку, рискуют снижением кредитного рейтинга, ростом стоимости долгового и акционерного финансирования, отказом инвесторов или кредитных организаций от финансирования некоторых видов деятельности, сужением рынков поставок и возможностей для экспорта, сужением клиентской базы и репутационным ущербом, добавила она.
Если в 2021 году в мире 3 тыс. инвесторов, следующих принципам ESG, распоряжались в общей сложности $121 трлн, из которых собирались вложить в ESG-активы половину заявленных инвестиций, то в 2022 году ожидается увеличение этого лимита уже до 90%. «Всё больше крупных компаний вводят в свою деятельность цели устойчивого развития, в частности это касается снижения углеродных выбросов. В последнее время в Европе стали появляться и представители малого и среднего бизнеса, ставящие своей целью углеродную нейтральность», — отметила Наталья Третьяк.
В то же время, по оценкам Дениса Шулакова, лишь 4% российской экономики сегодня можно отнести к ESG. «Компании нефтегазовой отрасли составляют сегодня около трети портфеля Газпромбанка, и 60% из них имеют высокий углеродный след», — заметила Наталья Третьяк. Она напомнила, что Газпромбанк обладает опытом и компетенциями в области работы в рамках ESG-повестки и готов оказывать помощь клиентам в устойчивом развитии: «Банк разработал целый спектр решений, которые позволяют нашим клиентам сделать бизнес устойчивым, что положительно скажется на его перспективах».
Один из таких инструментов — ESG-облигации, которые сегодня являются бесспорным публичным подтверждением соответствия эмитента Целям устойчивого развития, подчеркнул Денис Шулаков. Газпромбанк считает своей задачей обеспечить эмитентам беспрепятственный и регулярный доступ к глобальным рынкам капитала, а в перспективе иметь доступ к международным капиталам и на российском рынке, отметил он. Для того чтобы выпуск ESG-облигаций прошел успешно, Газпромбанк готов предоставить услуги ESG-консультирования, рассказала вице-президент — начальник департамента консультирования по кредитным рейтингам и устойчивому развитию Юлия Трофимова. В перечень услуг входят анализ и диагностика текущих практик устойчивого развития в компании, разработка рекомендаций и дорожной карты по улучшению ESG-профиля с учетом лучших практик и внешних требований, разработка методического подхода и количественное определение выбросов парниковых газов от технологических процессов, рекомендации по раскрытию информации. Банк также консультирует по стратегии выхода на рынок ответственного финансирования, по выбору формата ESG-облигаций, структурирует и организовывает ESG-выпуски на российском и международном рынках капитала, поддерживает облигации в дальнейшем, добавил Денис Шулаков. Он подчеркнул, что к настоящему времени банк уже провел 12 сделок для 10 эмитентов на сумму, эквивалентную $3,2 млрд.
Заместитель начальника департамента финансирования нефтегазовой и химической промышленности, руководитель дирекции финансирования газового и нефтяного сектора Газпромбанка Юлия Лифарь рассказала еще об одном инструменте, используемом банком для финансирования проектов с позитивным экологическим и социальным воздействием. Проектное финансирование способствует снижению долговой нагрузки, позволяет осуществлять финансовый и производственный контроль проекта со стороны инициатора и кредиторов, дает возможность привлекать долгосрочные финансовые ресурсы с ограниченным регрессом, рефинансировать акционерные займы на инвестиционной фазе и распределять риски между участниками. У Газпромбанка накоплен большой опыт в области проектного финансирования, отметила Юлия Лифарь. В качестве примера она привела такие крупные проекты, как «Сахалин-2», «Арктик СПГ-2», «Криогаз-Высоцк», где банк предоставлял проектное финансирование. «У всех этих проектов обширная ESG-повестка», — подчеркнула Юлия Лифарь.
Еще одним инструментом для формирования ESG-принципов компании является сервис банковского сопровождения контрактов, рассказал исполнительный вице-президент — начальник департамента банковского сопровождения контрактов Олег Мельников. «Банковское сопровождение контрактов — это сервис, повышающий качество корпоративного управления за счет обеспечения прозрачности и эффективности реализации инвестиционной программы компании», — пояснил он. В настоящее время портфель сопровождаемых контрактов превышает 7,7 трлн рублей, из которых более 300 млрд рублей — это проекты, соответствующие критериям устойчивого развития. «Это удобный гибкий инновационный сервис, который мы развиваем уже 6 лет. За это время с его помощью было предотвращено нецелевое расходование более 100 млрд рублей», — отметил Олег Мельников.