Как метан поможет сократить выбросы углекислого газа, почему электродвигатели уступают газовым, какие стимулы заставят автопроизводителей перейти на газовое топливо — по всем этим насущным для отрасли вопросам высказались спикеры панельной дискуссии «Газ и транспорт» в четвертый день IX Петербургского международного газового форума.
Александр Медведев, советник генерального директора ООО «Газпром экспорт», сообщил, что объем потребления газа в мире сейчас составляет 26 млрд м3, а к 2025 году, по его словам, может быть пройден рубеж в 100 млрд м3. Однако, несмотря на востребованность ресурса, голос газовой индустрии плохо слышен в политических кругах, а некоторые чиновники и вовсе пытаются омрачить «его светлый образ», отметил спикер. Бизнес вынужден регулярно доказывать правительству конкурентные преимущества метана, хотя они очевидны. Так, выброс природного газа на 25% меньше выбросов от бензинового топлива и на 30% меньше, чем от дизельного.
Кроме того, автомобили на природном газе по сравнению с транспортом на дизельном топливе выделяют на 70% меньше оксида азота, который гораздо опаснее для здоровья, чем СО2. А выбросы угарного газа от метанового двигателя и вовсе ничтожны, поскольку они ниже, чем у бензиновых, на 95%. Вдобавок газовые двигатели шумят вдвое меньше дизельных. Эксперт призвал коллег работать над тем, чтобы преодолеть антигазовое лобби, потому как без государственной поддержки вопрос не сдвинется с мертвой точки. Сейчас же господдержку в Европе получает главным образов электротранспорт, что позволяет увеличивать продажи электромобилей. Без поддержки государства же он не так конкурентоспособен. В подтверждение сказанного он привел пример Дании, где продажи электромобилей упали на 60% из-за отмены налоговых послаблений на эксплуатацию такого транспорта.
Владимир Чагин, российский автогонщик и семикратный победитель ралли «Дакар» в классе грузовиков, поделился своим опытом эксплуатации газодизельного двигателя в действии во время ралли «Шелковый путь». Спортсмен рассказал, что в последние годы организаторы гонок предъявляют к участникам все более жесткие требования по дымности для снижения урона, наносимого окружающей среде. «Конструкторы команд вынуждены находить какие-то решения, чтобы сохранить мощность двигателей, но при этом сократить их дымность. Если наблюдается дым, на участника налагается штрафное время», — пояснил он.
Это послужило поводом к сотрудничеству с ООО «Газпромом газомоторное топливо». Эксплуатация автомобиля с газодизельным двигателем на чемпионате России показала высокий результат: дымность заметно снизилась, вместе с тем повысилась динамика, особенно в дюнах, где мощность двигателя имеет большое значение. Также выяснилось, что газодизельная смесь оказалась на 15% дешевле традиционного топлива. Команда «КАМАЗ-Мастер» успешно использует эту смесь для заправки грузовика на соревнованиях на протяжении 7 лет.
Дмитрий Хандога, заместитель начальника департамента ПАО «Газпром», в своем выступлении продолжил тему загрязнения окружающей среды выбросами. Он привел статистику, согласно которой один контейнеровоз выбрасывает столько же вредных веществ, сколько миллион автомобилей. Он подчеркнул, что «Газпром» всячески пропагандирует переход на газовое топливо и на данный момент владеет крупнейшим автопарком на метановых двигателях, куда входит транспорт, работающий на промыслах и газопроводах низкого и высокого давления. В общем парке «Газпрома» свыше 11 тыс. единиц транспорта, около 300 заправочных комплексов на территории России, а газонаполнительных станций в Германии и Чехии — свыше 60.
Также Дмитрий Хандога уверен, что развивать газомоторный рынок возможно лишь совместными усилиями: «Кто же должен сделать первый шаг? Первый шаг должна сделать команда. «Газпром» готов взять на себя обязательства по развитию инфраструктуры, но для этого нужно, чтобы автопроизводители также брали на себя ответственность по развитию этого бизнеса, по продажам газовых автомобилей, кроме того, должна быть поддержка на муниципальном и государственном уровнях. То есть это должна быть команда из трех игроков: регулирование, производители, инфраструктура. Тогда мы увидим существенный рост».
Мария Роза Барони, президент Национального газомоторного консорциума Италии и Международной газомоторной академии, рассказала коллегам, как им удалось добиться самых высоких показателей в Европе по переводу транспорта на газ. Сейчас в Италии на 1,5 млн машин на сжиженном природном газе приходится около 1 тыс. заправок. В ближайших планах компании выпуск моделей с новым двигателем у таких брендов, как Lamborghini и Maserati, а также образцов сельскохозяйственной техники. Кроме того, NGV Italy намерена стимулировать других европейских автопроизводителей к переоборудованию их продукции.
Однако, по словам президента консорциума, и в Италии достаточно много регуляторных осложнений, препятствующих газификации транспорта со стороны национального правительства и в большей степени — Европейского союза, который радеет за электромобили. «Надеюсь, правительство поймет, что электротранспорт нам не подойдет. Будем откровенны, нам не хватает электроэнергии, и в этом сегменте мы не сможем соревноваться с Китаем», — призналась она. Также спикер поделилась планами по созданию гибридного топлива: сейчас компания тестирует смесь водорода и компримированного природного газа (КПГ), в которой доля водорода пока составляет 5%, но в скором времени будет апробировано топливо, на одну пятую состоящее из водорода.
Андреа Джерини, генеральный секретарь Европейской газомоторной ассоциации, развил тему сравнения преимуществ транспорта на газовом топливе перед электромобилями. Так, слабым местом электромобиля следует признать то, что батареи, на которых они работают, не подлежат переработке.
Согласно исследованиям ассоциации, переход с бензина на природный газ сократит выбросы CO2 в атмосферу на 23%, двигатели на КПГ — на 27%, топливные смеси из КПГ и водорода снизят выбросы еще на 36%, а гибридные системы двигателей на метане с применением маленьких батареек, которые особо не повредят окружающей среде, помогут редуцировать эмиссию вредных веществ на 46%.
Жан-Клод Жиро, президент Французской газомоторной ассоциации (AFGNV), сообщил коллегам об успешном подписании соглашений с такими автогигантами, как Volkswagen Group и Fiat, которые занимаются разработками технологий на природном газе. Также спикер отметил, что президент Франции Эммануэль Макрон — первый политик, который поддержал отрасль своим решением о заморозке налоговых ставок для автомобилей на сжиженном природном газе с 2017 по 2022 год. Кроме того, французское правительство финансирует создание заправочной инфраструктуры.
К концу сессии участники сошлись во мнении, что новые топливные технологии следует распространить, прежде всего, на мусоросборщики и другой коммунальный, а также общественный транспорт, что сделает воздух в городах значительно чище.