4 октября в рамках VIII Петербургского международного газового форума прошла международная конференция газомоторных ассоциаций: Меры поддержки рынка газомоторного топлива».
К 2020 году крупные российские города должны перевести на газ половину общественного и коммунального транспорта. Такой подход позволит существенно улучшить экологическую ситуацию в регионах и сэкономить значительные средства. Чтобы реформа состоялась, правительство готово стимулировать процесс, ориентируясь на опыт наиболее продвинутых в этом деле стран. «Направление газомоторного топливо активно развивается во многих странах. Китай уже перевел 6 млн машин на ГМТ. В Италии 1,2 млн машин использует газ, хотя эта та страна, где своего газа нет», – объясняет Виктор Зубков, председатель Совета директоров ПАО «Газпром», специальный представитель Президента РФ по взаимодействию с Форумом стран – экспортеров газа. По его словам, компания «Газпром» ставит газовые заправки с пропускной способностью на 500-600 машин в сутки. Сейчас в стране насчитывается 340 газовых заправок и 280 из них принадлежит ПАО «Газпром».
Пока ставить такой вид заправок убыточно, лишь 27% из них загружены, но, по мнению спикера, в отрасли произойдет перелом и заправки станут востребованы. «Цена газа за 1 единицу – 14,50 рублей, в то время как бензин и дизель стоят от 45 р. Мы перевели 40% своего автопарка на ГМТ и сэкономили на этом более 2 млрд рублей», – рассказал Зубков. Спикер также подчеркнул, что переход на ГМТ существенно улучшает экологическую ситуацию. Согласно исследованиям, доля автотранспорта в выбросах составляет 44%, а в крупных городах доходит до 90%, а газомоторное топливо позволит сократить выбросы в атмосферу на 59 тысяч тонн. Помимо этого, Зубков поделился планами о пилотных проектах развития рынка газомоторного топлива в Ростове-на-Дону и Белгороде. «Мы составим дорожную карту, где будет прописан полный план реализации проекта. Поставить такую заправку – дорого, на это может уйти от 50 до 200 млн рублей, но мы знаем способы удешевить это производство», – заключил Зубков.
Кирилл Молодцов, помощник руководителя администрации Президента Российской Федерации, подчеркнул, что не видит проблем перевода машин на ГМТ: «Мы сделали главное – отвязали стоимость дизеля от газа, что не дает расти ценам на газ». Кроме того, Молодцов выразил изумление, почему еще не появились компании, которые зарабатывают на изготовлении баллонов для хранения газа, мобильных заправочных модулей и т.д. «Это свободная ниша для малого и среднего бизнеса», – считает Молодцов.
Чжао Юнци, генеральный директор «Куньлунь энерджи», представил китайский опыт использования СПГ – сжиженный природный газ. В настоящее время в Китае сформирован полный производственный цикл отрасли СПГ: начиная от приемного терминала, завода, транспортировки топлива и криоАЗС и т.д. К концу 2017 года в Китае были введены в эксплуатацию 18 приемных терминалов СПГ с пропускной способностью 60,67 млрд тонн в год. В стране восходящего солнца также популярны автомобили на ГМТ – сейчас их более 6 млн. Каждый год количество автомобилей на газе увеличивается на 20-30% благодаря строгой политике в области экологии и сниженных цен. Сейчас страна формирует систему транспортировки топлива, хотя способы перевозки ограничены: они осуществляются с помощью цистерн, их более 8000 и их рабочий объем достиг 55,6 куб. м. Правительство страны работает над законами, нормами и стандартами для использования СПГ.