В рамках деловой программы «VII Международного конгресса специалистов нефтегазовой индустрии» прошел международный технический семинар «Газомоторное топливо. Безопасная эксплуатация ТС».
Семинар вызвал повышенный интерес со стороны специалистов – зал был заполнен с избытком. Внимание оправданное, ведь безопасность – один из центральных аспектов развития использования природного газа в качестве моторного топлива. «Сегодня в центре внимания участников топливного рынка России – метан. Природный газ, которым давно заправляются во всем мире, может составить реальную конкуренцию бензину и дизельному топливу и в нашей стране», – рассказал во вступительном слове Вячеслав Хахалкин, заместитель генерального директора ООО «Газпром газомоторное топливо».
При этом энергетический потенциал больших объемов сжатого газа до давлений 20-30 МПа очень высок, даже если говорить только о запасах механической энергии. Ясно, что разрушение баллона или несанкционированная утечка сжатого природного газа могут привести к инцидентам. «Следует также учитывать, что баллон со сжатым природным газом – может эксплуатироваться также и недостаточно подготовленнымвладельцем индивидуального транспорта. В Европе накоплен огромный опыт и разработаныстандарты безопасного использования газомоторного топлива», – говорит Мария Роза Барони, Президент Консорциума NGV Italy
Основой стандартов являются ISO, рассказал присутствующим Флавио Мериго, эксперт по безопасности. «Требования к газотопливному оборудованию на транспортных средствах достаточно четко изложены в соответствующих Правилах ЕЭК ООН (Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций). Раньше массовый потребитель боялся использовать газ на автомобилях из-за установки газового баллона, сейчас этот страх удалось победить. Внедрение в России стандарта соответствующей требованиям международного стандарта ISO 9001:2015 позволит сделать применение топлива безопасным», – говорит эксперт.
Например, в Италии существует обязательство каждые 48 месяцев отправлять на поверку баллоны, в которых хранится газомоторное топливо. При этом отметка о прошедшей поверке ставится в приложении к ПТС, которое заправщик обязан проверить при каждой заправке. И если отметки нет, то он не имеет права заправлять автомобиль.
Формирование общих технических требований к бакам, требований к материалам, технологиям и конструктивным решениям, методам испытаний и переосвидетельствования баллонов, маркировке, упаковке и эксплуатации баков должно проводиться при первоочередном учете требований безопасности.
Павел Вишняков, руководитель испытательной лаборатории ООО «ЭТК «ТЭДЭКС», рассказал об особенности эксплуатации газобаллонного оборудования для транспортных средств на территории Российской Федерации в соответствии с требованиями по промышленной безопасности.
Виктор Фрум, генеральный директор ООО «НПФ «Реал-Шторм», проанализировал факторы и риски, влияющие на безопасную эксплуатацию баллонов 3-го типа. По его словам, безаварийная эксплуатация ГБО в течение всего срока службы невозможна без соблюдения комплекса организационно-технических мероприятий, направленных, прежде всего, на безопасность владельца и окружающего его пространства. «Одним из важнейших мероприятий является проведение своевременного технического освидетельствования баллонов высокого давления для хранения компримированного природного газа, установленных на транспортные средства или используемых в качестве аккумуляторов газа. В частности, необходимо создание условий, исключающих заправку без свидетельства о своевременном проведении технического освидетельствования установленных на нем баллонов», – резюмировал он.
После перерыва на кофе-брейк с докладами выступили Джиованни Маччини из Safe SpA, Джиованни Папаньи из SNAM SpA, Сергей Пахнюк из Cavagna Group поделился информацией о важности клапанов при безопасной эксплуатации газового оборудования, Массимилиано Перри из IVECO рассказал об опыте компании по эксплуатации газового оборудования на грузовой технике. Гуидо Гуэррини, итальянский автогонщик и путешественник, разбавил обстановку, поделившись собственным опытом путешествий на машинах на газомоторном топливе на базе автопробегов Лиссабон – Владивосток, Турин-Пекин.
Выступления всех без исключения докладчиков вызвали неподдельный интерес участников семинара. Все поддержали актуальность и необходимость дальнейшей организации системы по контролю за обращением баллонов для хранения газообразного топлива на автомобильном транспорте.