Многолетние обсуждения изменения мировой температуры и вреда парниковых газов прошли путь от научной дискуссии до формирования нового рынка, где полезные для планеты решения превращаются в прибыль.
Консенсус в вопросе необходимости снижения выбросов парниковых газов в мировом сообществе случился в конце XX века и был закреплен рамочной конвенцией ООН об изменении климата, целью которой была заявлена стабилизация выброса парниковых газов до безопасного уровня.
Первая попытка найти конкретные решения и механизмы достижения цели была оформлена как Киотский протокол, но впоследствии оказалась неэффективна. Об этом рассказала генеральный директор Центра международных и сравнительно-правовых исследований Екатерина Салугина-Сороковая, которая выступила на практической сессии «Российский рынок углеродных единиц: стратегические возможности».
Мировое сообщество провело работу над ошибками и в 2015 году пришло к Парижскому соглашению, ключевым пунктом которого стало то, что наращивать степень снижения выбросов надо без привязки к конкретным механизмам.
В России для достижения этих целей в 2022 году был принят федеральный закон об ограничении выбросов парниковых газов, а с 1 сентября 2022 года начался региональный эксперимент в сфере декарбонизации на Сахалине. Ключевое понятие нового рынка — углеродная единица. Это одна тонна СО2, которая была сокращена в результате реализации климатического проекта, объясняет первый-вице-президент Газпромбанка Наталья Третьяк.
«Драйверы рынка углеродных единиц — это компании, которые заявили снижение собственного углеродного следа либо достижение углеродной нейтральности. Таких компаний около 200, среди них «Газпром», «Сибур», «Новатэк», «Северсталь» и многие другие», — рассказала Наталья Третьяк. Среди тех, кто способствует развитию этого рынка, она также отметила экспортеров, которые предъявляют высокие требования к углеродной нейтральности своих контрагентов, компании — исполнители климатических проектов и государство.
Ценовой диапазон стоимости углеродной единицы в России составляет от $1,5 до $5. Чтобы ее получить, необходимо реализовать климатический проект, то есть комплекс мероприятий, обеспечивающий снижение выбросов. Как рассказал руководитель Национального центра по валидации и верификации экологической информации Амерхан Вараев, климатические проекты можно условно разделить на два типа: природные и технологические.
К первым относятся лесоразведение и лесовосстановление, улучшение управления лесным хозяйством, сокращение пожаров, борьба с незаконными вырубками, восстановление и сохранение водно-болотных угодий. К технологическим Амерхан Вараев отнес использование зеленой энергетики, улавливание и утилизацию парниковых газов, предотвращение их выброса и повышение энергоэффективности.
Как практически и законно реализовать климатический проект в России, рассказала гендиректор оператора реестра углеродных единиц АО «Контур» Оксана Гогунская. Сначала компания выбирает вид климатического проекта под реализацию и готовит для этого проектную документацию. После этого проект должен пройти валидацию у аккредитованного органа и регистрацию в реестре. Успешно справившись с этими пунктами, компании необходимо реализовать проект, после чего она и получит заветную углеродную единицу. Участники рынка также смогут покупать углеродные единицы или продавать их.
Мировой рынок углеродных единиц на данный момент оценивается в $2 млрд или 620 млн единиц при средней цене $3,2 за штуку. Потенциал для роста к 2030 году составляет $50 млрд. Российские компании с 2019 по 2022 год приобрели около 700 тыс. углеродных единиц. При этом потенциал российского рынка экспертами оценивается в 700 млн углеродных единиц.