Биржевые торги не самоцель, а средство установления справедливой цены на газ, что позволит сделать газовую отрасль более привлекательной как для существующих, так и для новых участников рынка. Об этом на круглом столе «Российский рынок газа: биржевая перезагрузка» заявил член наблюдательного совета Российского газового общества Кирилл Молодцов.
По словам Кирилла Молодцова, идея проведения биржевых торгов газом для России не новая, ее реализация началась в 2006 году по инициативе «Газпрома». Однако в 2014–2015 годах торги практически сошли на нет, так как производителям ограничили «вилку» биржевых цен до 2% от регулируемой цены на газ, установленной для потребителей, заключающих с поставщиками ресурса внебиржевые долгосрочные контракты. Сегодня же актуальность биржевых торгов продиктована сложившейся экономической и геополитической ситуацией, отметил Кирилл Молодцов. «Объемы поставок газа на европейский рынок сократился вдвое, происходит разворот на Восток. В такой ситуации есть перспектива значительного роста внутреннего потребления газа, по некоторым оценкам даже десятикратного. И изменение правил биржевых торгов даст производителям понимание того, какой объем они смогут гарантированно реализовать на внутреннем рынке, а также какую прибыль от этого получить и какой объем инвестиций сделать в дальнейшее развитие», — объяснил эксперт.
Заместитель декана по научной работе экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова Александр Курдин перечислил положительные эффекты биржевой торговли для газового рынка. Среди них прозрачность и раскрытие информации о рынке, создание универсального и понятного механизма ценообразования, возможность снижения транзакционных издержек и ужесточение стандартов качества газа.
Прогнозирование цен на энергоресурсы, в том числе на газ, — важнейший элемент успешного развития рынка, а без биржевых торгов подобное планирование вряд ли возможно, согласился с коллегами управляющий директор по рынкам газа и электроэнергии АО «Санкт-Петербургская международная товарно-сырьевая биржа» Сергей Трофименко. Он напомнил собравшимся о словах президента РФ Владимира Путина, сказанных им на совещании по нефтегазовому сектору 14 апреля 2022 года, о том, что в условиях сокращения внешних рынков необходимо увеличивать поставки энергоресурсов на рынок внутренний, но при этом стараться снижать цены на газ, где только это возможно. По мнению Сергея Трофименко, для того чтобы выполнить поручение президента, необходимо установить низкую регулируемую цену на газ для стратегических потребителей, а остальных потребителей перевести на рыночные цены, которые и будут определяться в ходе биржевых торгов.
По мнению члена правления ПАО «Газпром» Геннадия Сухова, такое предложение справедливо. «Рыночная модель изменилась реально, но не концептуально. Концепция развития рынка газа прописана в действующих стратегических документах и заключается в том, что необходимо двигаться к его либерализации. Но при этом необходимо сохранять некий регулируемый сегмент рынка», — пояснил он. Среди категорий потребителей, которые продолжат получать газ по регулируемым ценам, Геннадий Сухов видит те же, что и сейчас: население, православные организации, вечные огни, а также, возможно, в сложившейся ситуации «казенные и государственные нужды».
По мнению участников дискуссии, организация биржевых торгов газом будет способствовать увеличению предложения объемов газа со стороны независимых производителей и продавцов, в то время как сегодня на их долю приходится не более 2–3% всего реализуемого на внутреннем рынке газа.
Как рассказал заместитель генерального директора по взаимодействию с органами власти ПАО «Т-Плюс» Василий Копылов, его организация является активным участником биржевых торгов, но приобретаемые таким образом объемы газа несущественны в общем объеме потребления компании. «Т-Плюс» в настоящее время занимается газификацией города Инты в Коми и территорий Кировской области, и из ежегодно потребляемых 24 млрд м3 газа на бирже компания закупает не более 1%. «Мы видим низкое нестабильное предложение на бирже вкупе с ценами, несопоставимыми с регулируемыми. В таких условиях у производителей нет стимула выходить на биржу», — считает Василий Копылов. По его словам, если ранее «Т-Плюс» закупала через торги до 1 млрд м3 в год, то за последние годы этот объем сократился до 30–50 млн м3. «Наша компания приобретает на бирже суточные объемы потребления либо в периоды пиковых нагрузок, например, в случае резкого похолодания, либо если случаются перебои в поставках газа по техническим причинам», — добавил он.
Для того чтобы в России появилась «хорошая, ликвидная» газовая биржа, необходимо значительно изменить как существующие подходы к ценообразованию, так и к регулированию отрасли. И хотя все хотят, чтобы биржевые торги газом развивались, на деле на решение этой задачи потребуется значительное количество времени, резюмировали участники круглого стола.