Петербургский международный газовый форум 2025 – ПМГФ 2025, 7-10 октября | Санкт-Петербург

Главная

7-10 октября
2025
Санкт-Петербург
EXPOFORUM
Санкт-Петербург
EXPOFORUM

Петербургский международный газовый форум

Итоги ПМГФ-2025
35 800
участников из 52 стран
123
мероприятия деловой программы
Более
900
выступлений специалистов отрасли
51 000 м2
площадь экспозиции, 620 экспонентов
568
журналистов из российских и зарубежных СМИ
Более
1800
встреч в Центре деловых контактов
О проекте
ПЕТЕРБУРГСКИЙ
МЕЖДУНАРОДНЫЙ
ГАЗОВЫЙ ФОРУМ

ГАЗОВЫЙ ФОРУМ – ежегодное место встречи
лидеров сферы нефти и газа для
обсуждения актуальных вопросов
отрасли и демонстрации прорывных
решений.

ПРИ ПОДДЕРЖКЕ
УЧАСТИЕ В ПМГФ – ВОЗМОЖНОСТЬ
ПОКАЗАТЬ СВОИ
ДОСТИЖЕНИЯ МИРОВОМУ
ОТРАСЛЕВОМУ СООБЩЕСТВУ
Масштабная экспозиция,
профессиональные посетители
ОБМЕНЯТЬСЯ ОПЫТОМ
И ВДОХНОВИТЬСЯ ИННОВАЦИЯМИ

Презентации, дискуссии,
открытые обсуждения
ОТКРЫТЬ НОВЫЕ
ПЕРСПЕКТИВЫ ДЛЯ БИЗНЕСА

Нетворкинг, партнерство,
международное сотрудничество
Приветственные обращения

 

 

 

 

 

Регистрация посетителей

 

 

 

 

 

Рубрика
«Экспертное мнение»

 

 

 

 

 

Самая актуальная
информация о ПМГФ
в нашем Telegram-
канале
Конкурс
«Нефть и Газ 5.0»

 

 

 

 

 

Архитектура форума
Архитектура Форума

Выставочная
программа

  • INGAS STREAM 2025 – ИННОВАЦИИ В ГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ
  • КОРПОРАТИВНАЯ ВЫСТАВОЧНАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ «ГАЗПРОМ – ТЕРРИТОРИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ЛИДЕРСТВА»
  • РОС-ГАЗ-ЭКСПО
  • RAO/CIS OFFSHORE 2025
  • БЕЗОПАСНОСТЬ ОБЪЕКТОВ НЕФТЕГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ

Деловая программа

Официальная программа

Мероприятия
в Лахта Центре

Культурная и экскурсионная программы

Конкурсная программа

 

Спортивная программа

 

Выставочная программа

  • InGAS Stream 2025 – Инновации в газовой отрасли
  • Корпоративная выставочная экспозиция
    «Газпром – территория технологического лидерства»
  • РОС-ГАЗ-ЭКСПО
  • RAO/CIS OFFSHORE 2025
  • Безопасность объектов нефтегазовой отрасли
Деловая программа

ДЕЛОВАЯ ПРОГРАММА:

  • Пленарное заседание «Рынок газа 2025-2035: новые очертания в условиях трансформации»
  • Совещание по вопросам технологического развития ПАО «Газпром»
  • Энергетическая инициатива «Международный деловой конгресс»
  • Стратегическая сессия, посвященная вопросам освоения континентального шельфа
  • Заседание научно-технического совета ПАО «Газпром»
  • Международная акселерационная программа NATURAL GAS & ACELERATOR
  • Профильные конференции, круглые столы, семинары
  • Центр деловых контактов
Официальная программа

ОФИЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА:

  • Обход экспозиции официальными делегациями
  • Торжественные подписания
  • Запуски новых объектов газоснабжения и газификации
Культурная и спортивная программа

Культурная программа:

  • Торжественный прием
  • Выставка «Газификация Ленинграда – битва после войны»
  • Выставка «Императорский фарфор: Полководцы великих побед»
  • Лекторий #PROСвет

Спортивная программа:

  • Турнир по бильярдному спорту «Кубок президента РГО»
  • Автограф-сессия игрока ФК «Зенит»
Экскурсионная программа
  • Экскурсия на Всеволожскую газотурбинную электростанцию

В Программе:

производственный цикл работы газотурбинной станции;

конструктивные решения энергоблока на базе специализированной энергетической турбины ГТ-009 ГТ Энерго;

преимущества применения инновационных технологий для генерации тепла и электричества;

варианты компоновок энергоблоков и комплексное решение «под ключ».

 

КЛЮЧЕВЫЕ СПИКЕРЫ ПРОЕКТА
Председатель Правления ПАО «Газпром»
Пленарное заседание ПМГФ-2023, 2024
Алексей Миллер
Министр энергетики Российской Федерации
Пленарное заседание ПМГФ-2024
Сергей Цивилев
Министр иностранных дел и внешней торговли Венгрии
Пленарное заседание ПМГФ-2024
Петер Сийярто
Министр энергетики и природных ресурсов Турецкой Республики
Пленарное заседание ПМГФ-2023, 2024
Алпарслан Байрактар
Заместитель Премьер-министра Республики Беларусь
Пленарное заседание ПМГФ-2024
Виктор Каранкевич
Первый заместитель Премьер-министра Республики Казахстан
Пленарное заседание ПМГФ-2023, 2024
Роман Скляр
Заместитель Премьер-министра Республики Узбекистан - министр экономики и финансов
Пленарное заседание ПМГФ-2024
Джамшид Кучкаров
Вице-президент Китайской национальной нефтегазовой корпорации (КННК)
Пленарное заседание ПМГФ-2022, 2024
Хуан Юнчжан
Министр энергетики Российской Федерации (до 2024 года)
Пленарное заседание ПМГФ-2023
Николай Шульгинов
Вице-президент Китайской национальной нефтегазовой корпорации
Пленарное заседание ПМГФ-2023
Се Цзюнь
Министр энергетики Кыргызской Республики
Пленарное заседание ПМГФ-2023
Таалайбек Ибраев
Министр энергетики Республики Узбекистан
Пленарное заседание ПМГФ-2023
Журабек Мирзамахмудов
Заместитель председателя Правления – начальник Департамента 623 ПАО «Газпром»
Пленарное заседание ПМГФ-2022
Олег Аксютин
Главный исполнительный директор Национальной иранской нефтяной компании
Пленарное заседание ПМГФ-2022
Ходжастемехр Мохсен
Кандидат политических наук, генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности
Пленарное заседание ПМГФ-2022
Константин Симонов
Партнеры форума
«Газпромбанк» (Акционерное общество)
УК ГК Комита, ООО
Газпромнефть, ПАО
Росатом, Государственная корпорация по атомной энергии
Группа ГМС, АО
ОМК, АО
СКАТЗ, ООО
Газпром ГНП Холдинг, ООО
ОДК, АО
Фракджет-Волга, ООО
Норрексим, АО
Объединенная судостроительная корпорация, АО
Мосгаз, АО
Газстройпром, АО
T1, АО
НПК Шельф, ООО
ГТЭнегро, АО
РНГ-Инжиниринг, ООО
НПО Полицелл, АО
Метран, ГК
АБС Электро, ГК
Система-Сервиc, НПФ, ООО
Прософт-Системы, ООО
Научно-производственное объединение «Вымпел», ООО
СОГАЗ, АО
ТРУБНАЯ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ, ПАО (ГЕНЕРАЛЬНЫЙ СПОНСОР)
Брелок полезностей
Откройте для себя все возможности Форума и сделайте своё участие максимально эффективным
Новости форума
15 октября 2025 17:10

В мероприятии приняли участие заместитель директора Департамента развития газовой отрасли Министерства энергетики Российской Федерации, руководители ведущих предприятий, производители оборудования, представители профильных организаций и зарубежные гости, включая вице-министра по газу Венесуэлы Луиса Гонсалеса.

Актуальность данного мероприятия обусловлена резким снижением темпов строительства новых объектов газовой инфраструктуры и сокращением спроса на природный газ в качестве моторного топлива на АГНКС. Несмотря на значительный рост заправочной инфраструктуры в последние годы, подпрограмма по развитию сети АГНКС и увеличению объемов реализации природного газа не была реализована в полном объеме.

Участники круглого стола обозначили основные проблемы, препятствующие развитию отрасли. Первая из них связана с недостаточной загрузкой действующих АГНКС по причине недостаточного интереса потребителя к данному виду топлива.  Первый заместитель генерального директора ООО «Грасис Инжиниринг» Александр Савин считает, что поддержка перехода на газомоторное топливо должна быть направлена, в первую очередь, потребителю, а не производителю автомобильной техники. Спикер подчеркнул, что существующие производственные мощности в России по выпуску автотранспорта с метановыми двигателями могут не позволить в будущем реализовать параметры, заложенные в новой государственной «Концепции развития рынка газомоторного топлива в Российской Федерации на период до 2035-го года», по появлению дополнительной автомобильной техники в объеме более 500 тыс. единиц (более 50 тыс. ед. ежегодно в период с 2025 по 2035 год), но главная сложность, по опыту прошедших лет – это обеспечение  динамики по объемам реализации природного газа в качестве моторного топлива, указанной в Концепции и основной акцент необходимо сделать именно на этом. Для преодоления данной проблемы необходима разработка системной, конкретизированной и эффективной программы по стимулированию спроса на газомоторное топливо.

Председатель экспертного совета Научно-исследовательского центра газомоторного топлива (НИЦ ГМТ) Алексей Трибунский отметил, что программа субсидирования развития АГНКС и требования о применении отечественного компрессорного оборудования уже принесли существенные результаты. На сегодняшний день производственные мощности позволяют производителям выпускать в разы больше оборудования, чем имеется спрос. Это подтвердили генеральный директор ООО «НПК «Ленпромавтоматика» Дмитрий Цудиков и коммерческий директор ООО «Краснодарский компрессорный завод» Денис Копачев. Дмитрий Цудиков представил поршневой компрессор для АГНКС, соответствующий требованиям Постановления Правительства РФ от 17 июля 2015 г. № 719 «О подтверждении производства российской промышленной продукции». Руководители АО «УКЗ» (г. Екатеринбург) и АО «Компрессор» (г. Санкт-Петербург) также рассказали о своих разработках поршневых компрессоров для АГНКС.

Технический директор ООО «Газпром газомоторные системы» Вячеслав Хахалкин обратил внимание на необходимость повышения масштабности и системности развития отрасли. Он отметил, что потенциал роста в первую очередь связан с крупными потребителями, такими как автобусные парки и коммунальная техника, где наблюдается низкий уровень обновления автопарка. Вячеслав Хахалкин подчеркнул, что газовая техника не может появиться сама по себе; ее необходимо планировать и закупать на долгосрочную перспективу, что не всегда возможно в рамках действующей системы краткосрочных муниципальных контрактов. Спикер также отметил отсутствие прогресса в переводе железнодорожного подвижного состава на газомоторное топливо.

Подводя итоги конференции, председатель Правления Ассоциации компрессорных заводов Михаил Крюков сделал следующие выводы: в России имеются отечественные производственные мощности и оборудование для выпуска компрессорного оборудования для АГНКС. Однако значительная часть этих мощностей простаивает из-за отсутствия заказов на оборудование. Недостаточный спрос на газомоторное топливо существенно тормозит развитие отрасли. Для преодоления данной ситуации необходимо предоставить дополнительные льготы компаниям, эксплуатирующим технику на газомоторном топливе, а также создать особые условия при ее приобретении. Кроме того, стоимость метана должна быть не более 30% от стоимости жидких моторных топлив (бензина и дизеля) и, безусловно, дешевле сжиженного углеводородного газа (СУГ).

15 октября 2025 16:58

Искусственный интеллект изменил жизнь человека и в том числе мировую энергосистему. Что ожидает человечество в будущем в связи с развитием нейросетей и как они уже влияют на газовую индустрию, рассказал футуролог, основатель и управляющий партнер MINDSMITH Руслан Юсуфов в ходе открытого лектория #PROсвет в рамках ПМГФ-2025.

«Запрос к ИИ потребляет в среднем в 10 раз больше электроэнергии, чем обычный поисковый запрос. Обучение модели GPT-3 потребовало около 1287 МВт·ч», – привел данные Руслан Юсуфов. В 2024 году все дата-центры мира потребили 508 ТВт·ч, что больше годового потребления большинства стран. Только 16 государств, включая Россию, США и Китай, оказались «прожорливее» серверов. А к 2034 году «аппетиты» центров обработки данных вырастут до 1580 ТВт·ч, что соответствует уровню сегодняшнего потребления всей Индии.

Цифровые крепости XXI века – дата-центры – оказались уязвимы из-за мощной энергетической зависимости, поэтому гонка за лидерство в ИИ выходит за рамки технологий и меняет глобальный баланс сил. А с появлением в будущем «воплощенного ИИ» – гуманоидных роботов – нагрузка на энергосистему станет еще выше. Год круглосуточной работы всего 5 тыс. роботов Optimus от Tesla потребует объемов энергии, сопоставимых с выработкой трех московских ГЭС за 7 месяцев.

«Ценность природного газа для индустрии ИИ – это не только энергия. Речь идет о фундаменте технологического суверенитета», – убежден Руслан Юсуфов. Яркий пример – история с ЦОДом Colossus Илона Маска. Чтобы догнать конкурентов, Маск для своего ИИ-стартапа xAI в рекордные сроки развернул гигантский кластер из 230 тыс. чипов, который запитывается от 35 мобильных газовых турбин, круглосуточно потребляющих метан. «Если бы Маск начал строить АЭС, процесс занял бы от 3 до 8 лет. Ожидание в 3–5 лет было бы для xAI критично», – прокомментировал спикер.

Техногиганты осознают проблему и решают ее по-своему. Например, Amazon приобрела дата-центр, полностью завязанный на соседнюю АЭС. Консорциум в составе Chevron, GE Vernova и Engine No.1 объявил о выходе на рынок энергообеспечения ИИ с планом занять нишу в 4 ГВт к 2027 году – объем, достаточный для снабжения 3,5 млн американских домов. А компания ECL строит в Техасе водородный ЦОД мощностью 1 ГВт, где водород будет производиться в основном из природного газа.

«Но недостаточно просто найти клиентов, согласных на покупку газовых турбин. Интеграция должна проходить по вертикали всего устройства нового мира», – считает футуролог. Он видит три уникальных пути синергии, которые позволят газовой отрасли конкурировать с перспективными, но еще далекими технологиями вроде термоядерного синтеза, который, по оценкам, станет промышленной реальностью лишь к 2050 году.

К примеру, газотранспортная система – это готовая опорная сеть для физического интернета. Прокладка оптоволокна вдоль трубопроводов создает защищенный канал передачи данных. А компрессорные станции, расположенные через каждые 80–150 км, – идеальные точки для размещения модульных ЦОДов для «пограничных вычислений» с готовой энергией, охраной и логистикой. Это решает проблему масштабирования ИИ.

Кроме того, работа ИИ сопровождается колоссальным выделением тепла и требует миллионов кубометров воды. Как отметил основатель и управляющий партнер MINDSMITH, размещение ЦОДов рядом с СПГ-терминалами позволит использовать «отработанный холод» от регазификации для почти бесплатного охлаждения серверов.

Вместе с тем, владея месторождением, компания получает возможность при высоких ценах продавать газ, при низких – направлять его на генерацию для собственных вычислительных мощностей, делая свою стоимость владения ИИ-инфраструктурой предсказуемой.

«Окно возможностей для газовой индустрии ограничено, – предупредил Руслан Юсуфов. – Малые модульные реакторы и термоядерный синтез – это стратегия на десятилетия, а гонка ИИ, где способности моделей растут в 9 раз за год, происходит уже сейчас. Побеждать будут те, кто предложит распределенную, экономически эффективную и быструю в развертывании инфраструктуру. Газовая отрасль обладает для этого всеми ресурсами. Вопрос лишь в том, насколько хорошо она знает, как и где может быть использован добытый ею газ». Завершая выступление, лектор предложил вариант стратегической перспективы и заметил, что газовая индустрия находится в идеальной позиции, чтобы «переизобрести» себя и перейти от статуса поставщика сырья к роли архитектора рынков.

14 октября 2025 17:41

На уличной экспозиции в рамках выставочной программы ПМГФ-2025 внимание посетителей приковали экспериментальные прототипы, демонстрирующие широкие возможности российского машиностроения – от уникальной грузовой техники до технологий будущего для транспорта.

Три уникальных прототипа от АМТ

АО «АМТ» (Миасс, Челябинская область) представило три ключевых разработки. Первый экспонат – газовый мусоровоз с колесной формулой 4х2. Второй – это бортовой автомобиль с полным приводом 10х10. «Все пять мостов ведущие. Его долго у нас конструкторы разрабатывали. Уникален тем, что он «сочлененник»: рама ломается, что обеспечивает высокую проходимость», – пояснили представители компании. Машина отличается исключительной универсальностью: на заднюю часть можно установить практически любую надстройку – от крана до бортовой платформы. Низкое давление на грунт позволяет ей уверенно двигаться в условиях полного бездорожья.

Третий прототип – шоссейный тягач 6х4, который работает на водороде. «Он уникален тем, что он электрический, но работает на водороде. То есть водород преобразуется в электричество, и электромоторы уже толкают колеса», – объяснил представитель завода.

Чебоксарские технологии для космоса и транспорта

Чебоксарское предприятие «Сеспель» показало линейку высокотехнологичных разработок, центральное место среди которых занимает грузовой поезд на магнитной подушке (маглев). «Это технологии будущего, совместная разработка «Росатома» и нашего завода», – отметили представители компании.

Проект маглева – часть нового технологического уклада. Поезд способен транспортировать более 1 млрд тонн грузов в год и может доставить контейнер из Владивостока в Санкт-Петербург всего за 20 часов. Подвижной состав изготавливается из полых алюминиевых профилей и сваривается собственным оборудованием завода – сваркой трением с перемешиванием (СТП).

Этот же метод используется для создания другой продукции предприятия. «Сварка трением на 25% прочнее ручной сварки, в 2 раза быстрее плазменной и на 40% выгоднее», – подчеркнули специалисты предприятия. Технология позволяет создавать сложнейшие конструкции – от корпусов новой техники до изделий для «Роскосмоса». На стенде был представлен титановый шар, изготовленный методом электронно-лучевой сварки, который выдерживает давление до 400 атмосфер. Еще одна инновация – двигатель мотор-колесо, где в каждое колесо интегрирован отдельный двигатель, что открывает новые возможности для создания коммерческой техники будущего.

Представленные проекты демонстрируют, как российские предприятия создают полный цикл технологий – от принципиально новых материалов и методов соединения до готовых транспортных систем, определяющих облик промышленности будущего.

ЧерновикЧерновик

 

14 октября 2025 17:22

Великую Отечественную войну часто называют войной моторов – в том смысле, что определяющую роль в ней играли боевые машины. Но моторам нужно топливо, а значит, надежное обеспечение его поставок внесло важнейший вклад в Победу. Более того, усилия, предпринятые в этом направлении, легли в основу формирования всей советской нефтегазовой промышленности, констатировали участники XII Исторического семинара к 80-летию победы в Великой Отечественной войне «Вклад нефтегазовой промышленности России, Азербайджана и Кавказа в победу в Великой Отечественной войне» в рамках деловой программы ПМГФ-2025.

Президент Международного Шуховского Фонда Леонид Штерн выступил с приветствием в связи с открытием XII Исторического семинара и пожелал всем участникам успешной и плодотворной работы.

К теме приветствий вернулся в своем докладе начальник отдела спецпроектов Управления по связям с общественностью и средствами массовой информации ООО «Газпром межрегионгаз» Олег Савченко и передал приветствие от генерального директора ООО «Газпром межрегионгаз» Сергея Густова.

Обеспечение топливом вооруженных сил в годы Великой Отечественной войны имело чрезвычайно важное значение. Успехи вермахта в начальный период во многом были обусловлены тем, что запасы топлива для всех видов войск у немцев превышали запасы Красной армии в 7-8 раз; в первые месяцы войны они использовали около миллиона тонн, рассказал в своем докладе проректор по дополнительному профессиональному образованию РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина Никита Голунов. Гитлеровская армия рвалась на Кавказ, к бакинской нефти, и в начале войны сроки поставок нефти из Баку на нефтеперерабатывающие заводы увеличились до 45 суток, что оказывало значительный негативный эффект. Решением этой проблемы власти занялись незамедлительно и в первую очередь построили 374-километровый трубопровод между Сахалином и НПЗ в Комсомольске-на-Амуре, где производилось авиационное топливо для поставляемых по ленд-лизу через Аляску американских самолетов, рассказал Никита Голунов. Очень важным было также сооружение трубопровода по дну Ладожского озера – артерии жизни, по которой поставлялось топливо в осажденный Ленинград. Важность топливного вопроса в этот момент подчеркнуло создание в армии Управления снабжения горючим, которое возглавил Михаил Кормилицын. Ему удалось в короткие сроки наладить обеспечение воинских частей нефтепродуктами.

Подвиги работников нефтегазовой отрасли стали предтечей освоения новых месторождений в СССР и катализатором развития отрасли. Залогом победы были развитие и надежная работа нефтяных промыслов. Многие предприятия были эвакуированы в район Урало-Поволжья, ставший для страны «вторым Баку». В эвакуацию в Уфу и Саратов отправились, например, и ленинградские научно-исследовательские институты, которые продолжали вести ценные разработки в области улучшения качества топлива, об этом рассказала директор Центрального государственного архива научно-технической документации Санкт-Петербурга Фаина Недбай. Оставшиеся в Ленинграде нефтебазы становились объектом первоочередных вражеских бомбардировок, и работать на них было опасно.

За время ВОВ в СССР было открыто 37 новых нефтегазовых месторождений, рассказала также пресс-секретарь Союза нефтегазопромышленников России Дарья Григорьева. И это было просто необходимо войскам. Так, в битве за Москву было использовано 294 тыс. тонн топлива, в Сталинградской битве – 187,9 тыс. тонн. Добыча в годы войны развивалась ускоренными темпами, вплоть до того, что в 1945 году в стране добыли 19,6 млн тонн. Важно, что советское топливо стало превосходить немецкие синтетические аналоги, которые не справлялись с сильными морозами, отметила докладчик. Она также остановилась на биографиях некоторых, без преувеличения, героев нефтегазовой отрасли того периода: наркома, а затем министра нефтяной промышленности СССР Николая Байбакова, будущего ректора НИУ им. Губкина Владимира Виноградова, первого министра газовой промышленности СССР Алексея Кортунова, многолетнего директора Ухтинского НПЗ Анны Молий. Беспримерными подвигами именно этих и многих других людей обеспечивалась уверенная поддержка фронту и осажденному Ленинграду.

История победы – это еще и история советской/российской газификации, отметил начальник отдела спецпроектов Управления по связям с общественностью и средствами массовой информации ООО «Газпром межрегионгаз» Олег Савченко. До войны природный газ вовсе не рассматривался в СССР как источник энергии. Но необходимость привела к открытию газа в новом качестве, и в рекордно короткие сроки, в экстремальных условиях, вручную были построены первые газопроводы. Один из них тянулся из Елшанки в Саратов (его соорудили всего за 35 суток), а другой — из Бугуруслана в Куйбышев, которому предназначалась роль «запасной столицы». Трубопроводы эти и стали впоследствии первоосновой для создания сети бытовой газификации. Уже в 1944 году началось строительство газопровода Саратов – Москва, в 1946 году газ появился в первых жилых квартирах Саратова, а затем нитки газопроводов потянулись уже по всему Советскому Союзу. Олег Савченко рассказал также и об опыте создания Вечных огней и Огней памяти (соответственно, работающих беспрерывно и с перерывами). На сегодняшний день таких мемориальных огней в России насчитывается уже 1807, и они продолжают открываться в разных городах.

Представитель ректора Санкт-Петербургского горного университета императрицы Екатерины II по обеспечению специальных программ Сергей Сердюков обратил внимание на то, что упомянутые докладчиками трубопроводы, срочно проложенные после начала войны, могли бы появиться и раньше, еще в мирное время, с куда меньшими затратами, но этого не было сделано. «Надо уметь делать выводы и применять их», – сказал Сергей Сердюков, пояснив, что речь идет о переходе на мобилизационную экономику и создании стратегических резервов для возможной будущей войны в наше время. Также в своем докладе Сергей Сердюков в своем обширном и многоплановом докладе отметил большую работу Международного Шуховского Фонда по проведению регулярных исторических семинаров на ПМГФ и важную роль их в осмыслении деятельности нефтегазовой отрасли.

Большой интерес у слушателей вызвал доклад главного специалиста АО «Ленгидропроект» Дмитрия Митюрина на тему «Пионер технологии газоснабжения Александр Петрович Лидов (1853-1919)». Отметив большой вклад героя своего доклада в практическое использование газа, Дмитрий Митюрин продемонстрировал монографию профессора А.П. Лидова «Краткий курс газового производства».  Он также рассказал о судьбе Петра, сына Лидова, участника ВОВ (погиб 22 июня 1944 г.).

 В своем докладе заместитель директора Российского Государственного архива научно-технической документации Екатерина Косырева рассказала о документах, хранящихся в РГАНТД в материалах из личного фонда Е.Я. Соколова, предложившего в годы войны использовать тепло отработавшего пара и конденсата на танковых производствах.

Очень ярко прозвучал доклад главного специалиста Службы по связям с общественностью и СМИ ООО «Газпром трансгаз Москва» Марии Тугушевой о пионере газовой промышленности, ученом, приблизившем Победу, Юлие Израйлевиче Боксермане.

Ведущий специалист Музея истории СПбПИ Мария Завьялова осветила тему «Научно-техническая деятельность газового завода Санкт-Петербургского политехнического института».

Неожиданно гармонично в нефтегазовую тематику вписался доклад кандидата философских наук Ирины Гориной «Промышленная зона Усть-Луга. Геокультура и геополитика как факторы влияния».

Стало доброй традицией приглашать к работе исторического семинара студентов. На этот раз студент 4 курса Института истории СПбГУ Кирилл Чернышев выступил с докладом на тему «Всемирная выставка в Филадельфии 1876 г. как стимул к научно-технологическим прорывам в нефтегазовой отрасли России». Докладчик продемонстрировал глубокую проработку материала. Он заметил, что отмечающие в будущем году свой 130-летний юбилей Нижегородская художественная и промышленная выставка и 150-летний юбилей Всемирная Филадельфийская выставка, имеют глубокую связь.

С оригинальным докладом на тему «Модель экосистемы обмена опережающими синтезируемыми данными на примере нефтегазовой отрасли» выступил доктор экономических наук, руководитель Аналитического центра Научно-исследовательского финансового института Минфина России Игорь Варьяш.

 

14 октября 2025 16:49

Участники конференции «Газомоторная эффективность грузоперевозок. Ремоторизация vs газодизель», которая состоялась в рамках деловой программы ПМГФ-2025, рассказали о преимуществах перехода различных автомобилей на газомоторное топливо.

Как отметил исполнительный директора Союза Предприятий Газомоторной Отрасли (СПГО) Марат Хусаинов, газовых заправок становится все больше, на рынок газомоторного топлива приходят новые операторы, но количество самого транспорта на газе не растет. По его словам, владельцы автопарков не рискуют приобретать новые автомобили, требующие значительных вложений в приобретение и содержание, учитывая в том числе рост стоимости жидкомоторных топлив, тогда как автомобили на газовом топливе куда экономичнее. «Новый тренд набирает обороты: замена дизельного двигателя на газовый – ремоторизация», – подчеркнул Марат Хусаинов.

Генеральный директор ООО «МетанЭГ» Кристина Борисова рассказала, что компания первая в России строит многотопливные станции: в разных регионах России уже построено восемь газовых, электрическая и пропановая станции, а в Ростовской области запущено собственное производство СПГ и криогенная станция. Она отметила, что владельцы автомобилей, особенно владельцы парков автомобилей и автобусов, уже убедились, что существенно экономят, когда переходит на газ: затраты уменьшаются почти в 3 раза.

Кроме того, в некоторых регионах России сейчас из-за атак беспилотников образовался дефицит дизельного топлива и бензина, и это повлияло на розничные цены, тогда как цены на метан стабильны.

Коммерческий директор ООО «ГАЗКОМПЛЕКТ» Александр Никитин также рассказал о преимуществах перехода с дизельных двигателей на газодизели: «Газодизель давно известен нашим транспортным компаниям и активно используется, конкурируя с другими видами техники на альтернативном топливе. В настоящее время мы переоснастили более 5 тыс. тягачей, теперь они работают на газодизелях. Кроме того, наша компания разработала 30 прототипов газодвигателей».

Он привел следующие расчеты: «Экономика газодизеля Italgas составляет – 880 тыс. рублей, скидка по госсубсидии – 340 тыс., окупаемость газодизеля — 5 месяцев. Это расчеты с учетом стоимости КПГ. Крайне важный вопрос: сколько будет стоить газодизель не в момент экономии, а на каком-то отрезке, пробеге. На пробеге 90 тыс. км экономия на ГСМ составит 6,692 млн, затраты на обслуживание – 302 тыс. рублей», – отметил спикер, добавив, что у них спрос на газодизель по сравнению с прошлым годом вырос вдвое.

Директор по развитию транспорта на газомоторном топливе ООО «Газпром СПГ технологии» Василий Геревич представил ремоторизированый автомобиль «Урал» на метане на выставочной части Газового форума.

«Наша компания – пилот в эксплуатации СПГ-техники в России. Мы эксплуатировали и итальянскую технику, и китайскую технику», – рассказал Василий Геревич. По его словам, с существующей процентной ставкой вряд ли кто-то сегодня купит автомобиль на газе за 15 млн рублей. Но выход есть: это российский двигатель и проект ремоторизации. «Мы в компании переоборудуем автомобили на газ, у нас в заводских условиях всё откалибровано, испытано. После этого автомобиль 5 лет катается без проблем. Чтобы не покупать за 10-15 млн новый, можно переоборудовать старый, сменив ему двигатель».

Василий Геревич привел пример: новый самосвал обходится в 17 млн рублей, а старый после ремоторизации с капитальным ремонтом – в 7 млн плюс экономия на топливе.

Почему в ремоторизации участвует компания «Газпром СПГ технологии»? «Компания – производитель СПГ, им надо сбывать газ, и автомобили на СПГ – это потребители», – задал вопрос и сам на него ответил Василий Геревич.

В ходе мероприятия эксперты также отметили, что ремоторизация активно поддерживается российским правительством. Если предприятие относится к МСП, за каждую ремоторизированную машину оно может получить 2 млн рублей, привел пример господдержки Марат Хусаинов. Кстати, Петербург чуть ли ни единственный город в России, где 2,5 тыс. автобусов ездят на газе – 2 тыс. на СПГ и 500 на КПГ, уточнил Марат Хусаинов.

13 октября 2025 17:49

В дни ПМГФ-2025 широкому кругу посетителей впервые были представлены уникальные архивные данные, повествующие о восстановлении газовой отрасли в разрушенном после блокады Ленинграде.

Выставка «Газификация Ленинграда – битва после войны» была подготовлена в честь 80-летия Победы в Великой Отечественной войне ООО «ЭФ-Интернэшнл» при поддержке Правительства Санкт-Петербурга и в партнерстве с Архивным комитетом Санкт-Петербурга, СПб ГКУ «Центральный государственный архив научно-технической документации Санкт-Петербурга» и городскими архивами. Уникальность экспозиции заключается в том, что все представленные здесь документы опубликованы впервые, и цель их – сохранить память о трудовом подвиге ленинградцев, которые в сложных условиях разрушенного войной города провели масштабную газификацию с использованием коксового и сланцевого газа.  

В середине 1930-х годов в Ленинграде разрабатывались карты и схемы будущей газификации, с 1937 года центральные районы города начала опоясывать сеть трубопроводов, и к 1941 году часть ленинградцев имела доступ к газу. Но уже в первые месяцы войны плановое развитие было полностью остановлено. Газовые заводы пострадали от бомбежек. Здания, коммуникации и оборудование оказались полностью разрушены. Производство газа прекратилось, а уцелевшие мощности предприятий использовались для выпуска боеприпасов. Часть оборудования была эвакуирована, остальное шло на нужды фронта.

Первые планы по возрождению отрасли появились со снятием блокады. Все силы были брошены на восстановление коксогазового завода. По решению Государственного комитета обороны, принятому в марте 1944 года, завод вошел в число первоочередных стратегических объектов. Несмотря на нехватку рабочих рук и строительных материалов, уже в 1945 году он снова заработал, обеспечивая промышленность газом и коксом. Для населения бытовое газоснабжение по-прежнему оставалось ограниченным.

И только после окончания войны было решено направить усилия на восстановление трубопроводов и запуск бытового газа. Необходимо было согреть измученный блокадой город.

Революционным проектом, который не имел себе равных, стало строительство газопровода Кохтла-Ярве – Ленинград. Это был первый в мире опыт стройки сланцевого завода и эксплуатации газовой магистрали протяженностью 260 км. Особенность проекта еще и в том, что трубы приходилось прокладывать не только по болотам, но и по местам недавних сражений, где лежали неразорвавшиеся мины и снаряды. В ноябре 1948 года на станции Броневой был зажжен газовый факел и началась бесперебойная подача сланцевого газа в Ленинград.

Весь этот путь был представлен в материалах выставки «Газификация Ленинграда – битва после войны». Посетители смогли увидеть исторические документы, фотографии и материалы личных дел руководителей Ленгорисполкома, газовых заводов, а также постановления и отчеты о проектировании, строительстве и производстве газовой техники. Кинохроника продемонстрировала живой процесс добычи и транспортировки сланцевого газа, наглядно показывая, как труд и самоотверженность людей стали основой возрождения города.

Директор Центрального государственного архива научно-технической документации Санкт-Петербурга Фаина Недбай убеждена, что решение показать архивные данные широкому кругу посетителей Газового форума – это хорошая возможность сохранить историческую память: «Задача современного архивиста – сберечь наследие для будущих поколений. И я рада, что представители «Экспофорум-Интернэшнл» высоко оценили архивный потенциал и стали идейными вдохновителями выставки. Уверена, впереди нас ждут новые проекты».

13 октября 2025 16:17

8 октября на ПМГФ-2025 подписано соглашение о стратегическом сотрудничестве в области реализации совместных проектов по производству и внедрению отечественного импортозамещающего и инновационного оборудования, используемого при реализации программ энергетического сектора РФ между компаниями «ФИДСЕРВИС» и «ВЕТЕРАН».

Перед подписанием со вступительным словом выступил генеральный директор Группы компаний «ФИДМАШ» Александр Райхлин.

Он поблагодарил организаторов ПМГФ за возможность подписать соглашение и Министерство промышленности и торговли Российской Федерации за поддержку.

Со стороны ООО «ФИДСЕРВИС» соглашение подписал генеральный директор Вадим Кухарев, со стороны ООО «ПКФ «ГИС Нефтесервис» – генеральный директор Денис Степанов.

Соглашение подписывалось в присутствии Директора Департамента машиностроения для ТЭК Министерства промышленности и торговли Российской Федерации Михаила Кузнецова.

«Старт успешной локализации производства нуждается в развитии эффективной системы сбыта. Надеюсь, что освоенная продукция Группы компаний «ФИДМАШ» будет пользоваться высоким спросом, а заключение стратегических соглашений на Форуме создаст основу для стабильного роста объемов производства и дальнейшего развития критического оборудования в рамках Национального проекта технологического лидерства «Новые атомные и энергетические технологии», – сказал Михаил Кузнецов.

ООО «ФИДСЕРВИС» на ПМГФ-2025 также подписала соглашение о стратегическом сотрудничестве с ООО «ПКФ «ГИС Нефтесервис».

13 октября 2025 15:54

Две трети современных подростков будут работать в профессиях, которых пока не существует. В ближайшее десятилетие рынок труда ждет появление новых специальностей, связанных с развитием технологий и кардинальным изменением производства. Как бизнесу воспитать будущих сотрудников под свои запросы и как сегодняшние подростки повлияют на рынок труда — эти темы обсудили участники стратегической сессии «Поколение альфа: формирование кадрового суверенитета российской промышленности», организованной Российским обществом «Знание» в рамках ПМГФ-2025.

Модератором сессии выступила руководитель направления промышленности, торговли и транспорта Российского общества «Знание» Дарьяна Муринович. Для спикера эта тема является давно уже не новой, и главный посыл, который Дарьяна Муринович хотела донести до бизнеса и власти, заключается в следующем: «Ваш будущий технолог или инженер по цифровизации сегодня сидит за партой в первом классе. Он не придет на ваше предприятие, если вы не начнете диалог с ним сегодня, на его языке и в его цифровой среде».

Диджитализация всех процессов и кластерное мышление – главные черты, отличающие поколение альфа (дети, рожденные после 2010 года). Самому старшему из них сейчас примерно 15 лет, и это «юноша, обдумывающий свое будущее» и ищущий ответа на свои вопросы в гаджете. Один из вопросов – кем быть. Современные дети не хотят работать на производствах, и это одна из причин кадровых проблем в промышленности. В этом убежден президент и председатель Правления Национальной Ассоциации нефтегазового сервиса (НАНГС), член комиссий Государственного совета РФ по направлениям «Кадры», «Энергетика», «Промышленность», «Экономика и финансы», «Эффективная и конкурентная экономика», «Международная кооперация и экспорт» и «Инвестиции» Виктор Хайков: «Дети часто копируют блогеров, а блогеры пропагандируют что угодно, но только не престиж карьеры в промышленности. Государство должно активно создавать комплексное информационное поле, которое бы в свою очередь формировало у детей систему смыслов, ценностей и ориентиров, побуждающую их в будущем посвятить себя промышленности и технологичным отраслям. Инженерные и рабочие профессии должны стать достойными подражания в их картине мира».

Не так много альфа-детей знают о реальном секторе экономики и готовы работать, например, в нефтегазовой отрасли. «Многие из тех, кто мог бы стать высококлассным инженером, живут зачастую навязанными принципами экологичного потребления и чрезмерно обеспокоены проблемами экологии, там, где их нет. И для них карьера на «вредном», как они считают, производстве недопустима. Здесь нужна правильная разъяснительная работа самой отрасли, рассказывающей о том, что современное производство не противоречит принципам экологичности, а наоборот привлекает молодежь, готовую участвовать в современных природосберегающих проектах», – подчеркнул сомодератор сессии, заместитель руководителя ФМБА России, руководитель Комитета по проблемам защиты традиционных российских духовно-нравственных ценностей Научно-экспертного совета Совета Безопасности РФ Николай Лишин.

Ценности нового поколения изменились: подростки занимаются только тем, что им действительно интересно, и в выборе всего – от еды до профессии – ориентируются на потребности собственного внутреннего мира. Председатель Правления Делового объединения кластеров России, председатель Правления Промышленного кластера Республики Татарстан Сергей Майоров убежден: «Поколение «Альфа» в каком-то смысле можно считать потерянным для промышленности. Поздно заниматься ими, они продукт воспитания гаджетами, и все хотят стать блогерами, поэтому мы сейчас смотрим уже даже не в сторону средней школы, а в сторону детского сада. Соответствующее мышление детей можно формировать через развивающие игры. Лично я вижу будущее кадрового суверенитета именно за развитием специальных детских приложений и тематических игрушек», – подытожил эксперт.

С Сергеем Майоровым согласен первый заместитель министра промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области Максим Шапилов: «Программировать детей – в самом положительном смысле этого слова – можно через интересные им каналы. Восприняв информацию, ребенок начинает ее проигрывать, и мы можем этим пользоваться в развивающих целях. В нашем детстве были дома юных техников, а сейчас необходимо массово создавать детские технопарки, наполненные самым современным оборудованием».

Цифровые продукты уже начали появляться. Исполнительный директор Корпоративного университета TMK2U Елизавета Болгова рассказала о разработке профориентационного мобильного приложения Up2U профи, предназначенное для старшеклассников и студентов профессиональных и высших учебных заведений, которое призвано повысить интерес молодежи к современной промышленности. «Мы провели исследование целевой аудитории – школьников и студентов профессиональных и высших учебных заведений – и подтвердили гипотезу, что наиболее востребованная у ребят форма коммуникаций — это мобильные устройства и мессенджеры.  Up2U профи дает возможность разбавить потребляемый ими в интернете контент новым смысловым содержанием, создать новый канал информации о производстве и профессиях».

Победитель Всероссийского конкурса «Родная игрушка», генеральный директор ООО «Мечта» (бренд «ИГРАМИР») Антон Яковлев не сомневается: «Дети всегда следуют за своим интересом. Самый короткий путь – разработать компьютерную игру или серию мультфильмов про веселого и изобретательного крановщика или забавного и находчивого сварщика. Мы уже произвели более 3 тыс. игрушек-маскотов (персонажей, олицетворяющих компанию или услугу). Маскоты обычно дарят партнерам или сотрудникам, и часто эти игрушки попадают к детям 3–5 лет. Через эту историю можно развивать детский интерес, чтобы ребенок себя отождествлял с геологами, исследователями, разработчиками, полярниками».

Директор департамента консультирования по управлению персоналом Группы компаний Б1 Наталья Дмитриева рассказала участникам сессии об исследовании, которое компания провела среди компаний ТЭК. При ответе на вопрос, какие проблемы компании видят для себя в части обеспеченности персоналом, было выявлено три проблемы. Это рост конкуренции со стороны других индустрий, снижение привлекательности всей нефтегазовой отрасли и невысокая привлекательность регионов, где сосредоточены основные производства ТЭК. Параллельно также была проведена фокус-группа со студентами, в ходе которой три четверти ребят считают отрасль вполне привлекательной и более половины готовы связать свою дальнейшую профессиональную жизнь с компаниями нефтегазовой индустрии. Около 70% молодых людей готовы ехать на вахту, потому что именно там, на земле, они смогут получить компетенции, которые позволят им построить успешную карьеру. «Этот разрыв между представлением компаний о потенциальном кандидате и мнением самих кандидатов показал, что компаниям нужно чаще смотреть на ситуацию глазами персонала и развивать бренд с учетом интересов будущего поколения», – подчеркнула важную тему модератор стратегической сессии Руководитель направления промышленности, торговли и транспорта Российского общества «Знание» Дарьяна Муринович.

13 октября 2025 15:26

8 октября на ПМГФ-2025 подписано соглашение о стратегическом сотрудничестве в области реализации совместных проектов по производству и внедрению отечественного импортозамещающего и инновационного оборудования, используемого при реализации программ энергетического сектора РФ между компаниями «ФИДСЕРВИС» и «ПКФ «ГИС Нефтесервис».

Перед подписанием со вступительным словом выступил генеральный директор Группы компаний «ФИДМАШ» Александр Райхлин.

«Мы успешно локализовали и произвели оборудование на территории России во Ржеве. Запустили новые производственные мощности по изготовлению флотов ГНКТ и их компонентов. В частности, инжекторы грузоподъемностью в 63 тонны. Стремимся дальше развивать и расширять производство», – сказал Райхлин.

Со стороны ООО «ФИДСЕРВИС» соглашение подписал генеральный директор Вадим Кухарев, со стороны ООО «ПКФ «ГИС Нефтесервис» – генеральный директор Аскар Валиуллин.

Соглашение подписывалось в присутствии Директора Департамента машиностроения для ТЭК Министерства промышленности и торговли Российской Федерации Михаила Кузнецова.

«Минпромторгом России активно реализуется Национальный проект технологического лидерства «Новые атомные и энергетические технологии», нацеленный на освоение наиболее 220 критических позиций нефтегазового оборудования. Рад, что группа компаний «ФИДМАШ» успешно продвигается в направлении импортозамещения и локализации оборудования, освоив производство флота тяжелого класса свыше 63 тонн. Это важный шаг к достижению стратегических целей проекта. Поздравляю с достигнутыми результатами и надеюсь, что это лишь начало пути», – сказал Михаил Кузнецов.

ООО «ФИДСЕРВИС» на ПМГФ-2025 также подписала соглашение о стратегическом сотрудничестве с ООО «ВЕТЕРАН».

Как добраться
КОНТАКТЫ
АДРЕС:
г. Санкт-Петербург, Петербургское шоссе, 64/1
ТЕЛЕФОН:
На личном транспорте / такси

Ориентиры

Поворот с Пулковского шоссе налево в тоннель на г. Пушкин, далее движение по схеме.
На территории КВЦ есть бесплатная парковка на 4 700 машиномест.

Бесплатные автобусы

Маршрут осуществляется только в дни проведения мероприятий

 

Метро «Московская» – КВЦ «Экспофорум» – метро «Московская»

Остановка шаттла находится по адресу: Московский проспект, д. 197

Интервал движения с 9:30 до 19:00 часов каждые 15 минут

 

КВЦ «Экспофорум» – станция метро «Московская»

Если вы планируете воспользоваться бесплатным шаттлом организованной группой более 30 человек, просим заранее проинформировать об этом организаторов, позвонив нам по номеру 8 (812) 240 40 40.


Брендированные автобусы до «ЭКСПОФОРУМА»

Как добраться на общественном транспорте

от ст. метро «Московская»

Автобус №187, 299 (городской)

Автобус №400Э (городской)*

* маршрут осуществляется только в дни проведения мероприятий

Маршрутное такси № К-545

 

от ст. метро «Звездная»

Автобус №232